Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.

"В начале жизни ШКОЛУ ПОМНЮ я..."

Модератор: URS

Новый РОПСК, 1960е

Сообщение URS » 19 апр 2013, 21:09

Изображение
1960е гг, Новый Ропск

Елена Гринькова
Наши любимые преподаватели
Елена Петровна Лебединская и Василий Парфенович Ковтунов.





Изображение
Новый Ропск, Школа, выпуск 1962 г.

Валентина Квирая
Спасибо за это фото.
Я вижу свою любимую учительницу истории
и классного руководителя Дарью Алексеевну Лишефай
,
также уважаемых учителей Лебединскую, Ковтунова.



Изображение
1962 г Новоропская Восьмилетка

из Фото Зои Братчиковой-Колесниковой


Анна Тютюнова
2012
на Фото моя тётя
-КИРЕЙЦЕВА АНЯ.(4я в верхнем ряду)


Елена Гринькова

И моя сестра двоюродная
Алла Гурзо (верхний ряд, 3я справа).












Изображение

Новый Ропск, Средняя Школа,
1964-65 учебный год, 11й класс


из Фото Зои Братчиковой-Колесниковой


Татьяна Сальникова
На траве,слева лежит мой родной дядя
-Яльцев Михаил Александрович, сейчас живет в Москве.



Людмила Бирюкова
2012 г
4я слева сидит моя сестра-
Хандогая (Бриксина) Любовь Исаковна
- она в Новосибирске.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Новый РОПСК, 1968

Сообщение URS » 19 апр 2013, 21:46

Изображение
Новый Ропск
Александр Побожий

Последний урок выпуска 1968 г.
В школьном саду "неразлучная троица":
Сережка Д.; Сашка Ш.; Сашка П.

вглядывается в длинную дорогу жизни
виднеющуюся в тумане будущих жизненных невзгод.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В начале жизни ШКОЛУ ПОМНЮ я..."

Сообщение URS » 22 апр 2013, 16:40

Об Учителях НОВОЗЫБКОВА


Марина ЛЕБЕДЕВА (Стельмах) :
2012 г
Мои родители учились в 1-й школе
Дмитрий Стельмах и Клара Ястребова.
(Выпускники 1946 или 1947 ?).

Они были в одном классе с Виктором Тюпичем.

А бабушка Евгения Митрофановна Рунская
преподавала там немецкий и французский.
Она с отличием закончила женскую гимназию в Киеве
ещё до революции и поступила на Высшие женские курсы,
но закончить их не удалось, пришлось бежать из Киева

от революционных ужасов («Дни Турбиных» Михаила Булгакова
– это и про её семью тоже) сначала в Бахмач, а потом – Новозыбков.
Я как-то не спросила – почему Бахмач.
А потом много лет спустя после её смерти,
глянув на карту железных дорог России, поняла
– просто это была последняя станция на этой дороге…



Виктор ТЮПИЧ:
2012 г
Мой отец Тюпич Станислав Николаевич
из Новозыбкова и Клинцов.

Заканчивал школу в конце сороковых годов.
А я Виктор Станиславович.




Анна ДМИТРОЧЕНКО

А не родственники ли Вы с Виталием (Виктором) Ивановичем Тюпичем,
который остался в памяти новозыбковцев как замечательный учитель,
директор школы, а также участник мужского певческого трио,
украшавшего в своё время все концерты городской самодеятельности?

Именно о нём пишет в своём комментарии Марина Стельмах.



Виктор ТЮПИЧ:
2012
Думаю, что родственники. Кстати мой дед,
Николай Тюпич тоже был директором школы
.
в 1937 году был по доносу арестован по 58 статье на 10 лет.


___________
* из Комментариев к Блогу Анны Дмитроченко
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Школа в ЧУРОВИЧАХ

Сообщение URS » 22 ноя 2013, 19:17

26 сентября 2013
Чуровчанка из Москвы пишет:

Хотелось бы посмотреть на Чуровичи!
Какие там были учителя !
У меня до сих пор спрашивают, где я получала образование,
и я с гордостью говорю, где.

Мария Самуиловна Ковалевская, Прус Павел Васильевич,
супруги Федосенко, Ивлева Ольга Александровна
...

Как хорошо, что они были в моей жизни!
Благодаря им я стала ЧЕЛОВЕКОМ!
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В начале жизни ШКОЛУ ПОМНЮ я..."

Сообщение URS » 29 ноя 2013, 20:55

Доцент Новозыбковского Пединститута,
начальник Льва Гумилева,..


УСПЕНСКИЙ Дмитрий Григорьевич
Род. в 1904 в Москве.
Русский.

Отец служащий Московской горуправы,
после революции работал в
Московском центральном рабочем кооперативе
(умер в 1920).


В 1930 окончил геолого-разведочный факультет
Ленинградского горного института.

Ученое звание доцент. Опубликовал 30 научных трудов.

С 1924 работал в геолого-разведке, разведал 33 месторождения
(железа, хрома, никеля, кобальта, меди, алюминия, магния, золота,
платины, урана, каменного угля, каменной соли, нефти).

Жил в Ленинграде.
Арестован 06.11.1919.
По делу проходил Попов А.А.
Обвинение по ст. 58-8, 58-РСФСР.
Осужден 23.05.1937 ВК ВС СССР на 10 лет итл.
Срок отбывал в Норильлаге
.
Работал по специальности нач. геофизической экспедиции.

В 1943 руководил гравиметрической экспедицией на Хантайском озере,
у него геотехниками работали Гумилев Л.Н., Козырев Н.А.
19.01.1944 за хорошую работу ОСО срок сокращен на 2 года.
Освобожден 27.01.1945.
После освобождения защитил докторскую диссертацию.

Работал в Норильском комбинате по вольному найму
начальником экспедиции и и.о. начальника конторы
геофизических работ около 2-х лет.

Затем работал доцентом в Северо-Кавказском
горно-металлургическом институте.

Затем с 05.07.1948 в Новозыбковском пединституте
доцентом кафедры географии.
Жил в г. Новозыбков Брянской обл.

Арестован 11.12.1948, содержался в Брянской тюрьме.
Осужден 26.01.1949 ОСО МГБ СССР к ссылке на поселение в КК.

Прибыл 14.03.1949 в пос. Северо-Енисейск Удерейского р-на КК.
С 28.07.1949 в пос. Татарск.
Работал старшим инженером геофизиком
Татарско-Муротинской полевой партии.
Затем проживал в Мотыгино.
В 1950 на него писал доносы агент "Техник".
К нему приехали приехала жена Вера Дмитриевна
с сыном Михаилом, 1931 г.р.


Освобожден 08.10.1954.
Работая в ссылке, открыл 4 новых месторождения.

____________
* сайт ВГД
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В начале жизни ШКОЛУ ПОМНЮ я..."

Сообщение URS » 29 ноя 2013, 22:06

Ирина ГОЛУБ,
Студентка и Педагог Новозыбковского пединститута

С Ириной Борисовной Голуб, профессором
Московского государственного университета печати,
учёным-языковедом, переводчиком, мемуаристом
и прозаиком заочно знаком выпускник практически
каждого филологического вуз
а.
На ее учебных пособиях постигали знания несколько поколений студентов.

Мало кто знает, что карьера филолога столь высокого уровня
начиналась в Новозыбкове. Недавно Ирина Голуб побывала
в городе своей юности.
В доме № 11 по ул. Ломоносова Ирина Борисовна прожила 15 лет,
здесь родились ее дети: сын Саша и дочь Лена.


Однако Новозыбков - не родной город Ирины Голуб.
Ее родина — Киев. Родилась Ирина Борисовна в семье известного
украинского писателя Бориса Антоненко-Давидовича и художницы Натальи Карпенко.
Когда девочке было три года, арестовали отца, а потом и мать.

Более двадцати лет отец находился в лагерях и был реабилитирован в 1957 г.
Воспитывала Ирину бабушка. А в 1944 г семья воссоединилась с освобождённой
из заключения матерью, и поселилась в Злынке.
Ирина Голуб окончила литературный факультет Новозыбковского
педагогического института и аспирантуру Киевского педагогического
института им Горького, защитила диссертацию.

Жила и работала в Новозыбкове.
Помимо основной работы, в жизни было еще одно увлечение -
Ирина выращивала цветы, разбивала клумбы перед домом,
и даже выращивала огурцы и помидоры.
Своему хобби она верна и сегодня.

Ирина Борисовна призналась - особой ностальгии к Новозыбкову
она не испытывает. И тому есть причины. Откроем еще один
небезызвестный факт — первым мужем, с которым кстати, она прожила 17 лет,
был Николай Михайлович Голуб, в те годы первая величина — председатель
гориспокома Новозыбкова.

«Я, честно говоря, из Новозыбкова рвалась уехать, - рассказывает Ирина Борисовна,
- не хотела я здесь долго оставаться. Хотя любила и пединститут, и студентов,
но мне тяжело было с Голубом долго жить, мягко говоря. Его друзья считали
своим долгом по дороге домой его куда-нибудь пригласить и напоить.
После этого он возвращался, с трудом доходя до дома.
Пришлось мне с ним разводиться, и это было тоже непросто:
председатель горсисполкома не хотел, чтобы в суде нас развели,
но все таки я своего добилась, уехала в Москву».
/.../

А в одном из инетрвью меня спросили, как я оцениваю речь Путина.
Я сказала, что хорошо, у него высокая культура речи, может четко формулировать
свои мысли. Причем без шпаргалок. Но у него есть одна ошибочка:
он неправильно ставит ударение в слове обеспечение. Он говорит обеспечЕние,
а нужно обеспЕчение. Потом я, кстати, заметила - Медведев говорит
правильно
— обеспЕчение.

Вспомнила Ирина Борисовна и несколько интересных фактов о Новозыбкове
ее молодости
. Например, что в городе было три памятника Ленину,
одни из которых находился на вокзале. «Как-то моя маленькая дочка,
которая увидела три памятника Ленину, посмотрела и спросила: Мама,
Ленин один, а почему три памятника?»

А еще Ирина Борисовна отметила, что с каждым годом город становится краше,
наряднее. А еще столичному профессору очень нравятся местные студенты
. «Они вдумчивее. На мои весьма замысловатые вопросы, касательно стилистики,
они всегда точно, правильно и красиво отвечают. Это очень ободряет.
В Москве такого не будет. Там студенты ленивые, и они не могли бы на эти
вопросы так быстро найти ответ».



В конце беседы Ирина Голуб с улыбкой произнесла:
«Я замечаю по хорошей речи президента Медведева, что он, наверное,
читает мои учебники. Потому что он никогда не скажет "в конечном итоге"
- итог всегда конечный. Он говорит правильно: «в итоге».

В будущем году Ирине Борисовне Голуб исполнится 80 лет.
Но она по-прежнему бодра и полна физических и духовных сил.
Находит время и на лекции, и на курсы, и на издательскую деятельность,
и на писательское творчество. А такой мощный заряд энергии бывает только
тогда, когда человек занимается любимым делом.
/.../

_____________________
ИА Брянск-Новости
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Политехникум

Сообщение URS » 29 ноя 2013, 22:22

КРАСНОУСОВ Александр Михайлович
(1885 — не ранее 1930-х),

член Учредительного Собрания: Тобольский округ. № 6
эсеры и съезд КД. Тара. Эсер.
В 1917 председатель уездного съезда КД.
Участник заседания УС 5 января.

В советское время заведовал политехникумом в Новозыбкове,
жил и работал в Барнауле,
педагог,
доктор исторических наук, профессор.

____________
(Источник:
Сибирская торговая газета. Тюмень., 1917, 25 декабря).
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

1914 г, Обыски среди Учащихся

Сообщение URS » 30 ноя 2013, 12:49

"Раннее Утро"
27 (14) июня 1913 г


НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Новозыбкове, Черниг. губ., произведен ряд обысков среди учащихся.
По словам „К. М”, обыски производятся по распоряжению из Петербурга,
- ищут связи с известным делом „витмеровцев“.
*



* 34 учащихся гимназии Витмер в СПб,
подвергшиеся аресту и обыскам за участие в собрании.

О деле "витмеровцев"
«Нива», 1913 г

– Я подписал вопрос, предъявленный министром внутренних дел
и народного просвещения
, – сказал Е. П. Ковалевский, – и, прочитав
сегодняшнее правительственное разъяснение, я не был удовлетворен.
В нем остается много неясного. Ссылка на прокламации, без указания
их содержания, недостаточно убедительна. Не сказано ничего
о задачах ученической организации, точно так же, как и о том, кто
эти два посторонних лица, и сколько среди 34 арестованных было
сознательных участников собрания, если таковое было организовано
для какой-либо нелегальной цели, и сколько пришло послушать реферат
на педагогическую тему. Я думаю, что не может существовать двух
мнений относительно неуместности и недопустимости тех приемов,
которыми полиция воспользовалась на ночь с 9 на 10 декабря.
Были произведены аресты детей, обыски у родителей и в учебных
заведениях, и на гимназистов смотрели, как на людей полноправных
и ответственных, чего в действительности быть не може
т.

Судя по газетным объявлениям и объяснениям правительства,
преступного, в сущности говоря в деятельности большинства
этих юношей не было. Были только элементы недозволенного
с точки зрения учебного начальства и их родителей, а между
тем полицейская охрана вмешалась в эти педагогические
и семейные дела
. Чтобы пояснить мое недоумение –
продолжал Е. П. Ковалевский, – я расскажу, как мне передавали
о происшедшем с одним из учеников. К нему пришел товарищ
и говорит: «Пойдем вместе послушать реферат
«О воспитании и наследственности».
Они приходят в гимназию Витмер, видят городского и, как люди,
с их точки зрения, не делающие ничего дурного, не обращают
на это внимание и входят в подъезд. Их тотчас схватывают,
арестовывают, ведут в соответствующее место и держат
там, до 2 часов ночи. В это время приходят к его отцу и делают обыск;
на квартиру мальчика являются пристав, два околоточных, два городничих,
два дворника и производят формальный обыск, в его комнате, причем
ничего не находят.
Но в формуляре у этого юноши будет отмечено,
что у него был произведен обыск, и что хотя преступного пока еще не найдено,
но имеется презумпция, что есть нечто преступное. Отец подписывает протокол,
а через некоторое время как это обыкновению бывает по отношению
к политическим преступникам, тот же наряд полиции возвращается
во второй раз, чтобы удостовериться, то что-нибудь не упущено.
При вторичном обыске берут несколько писем, которые писали ему
родители летом и его товарищи о том, какие уроки назначены в тот или иной день.
На этом примере мы видим, что государственная власть проделала всерьез
над малолетнем преступником. Этим путем, по моему мнению, власть
приобщает мальчиков к кругу лиц, прикосновенных к преступной деятельности,
к сыску и охране, а если его уволят из учебного заведения –
мальчика толкнут на дорогу нелегальной деятельности.


«Итак, 34 подростка, по неведению или по подражательности
изобразили из себя взрослым, а государственная власть
в течение двух дней по всеоружии своей организации старалась
доказать им и всему населению, что они не только взрослые,
но и опасные люди, и что с ними нужно бороться серьезными средствами.
Мне кажется, что эта роль была жалкой и грубой.
С точки зрения педагогической и с точки зрения простого и здравого
смысла полиция должна была или предупредить собрание,
т.е. не пускать туда детей, или, если она не успела этого сделать,
распустить его и записать участнико
в. Еще одно опасение:
я боюсь, что все эти гимназисты должны быть использованы,
как нитка, как способ найти того человека, который организовал
все это дело. Но считаю это приемом безнравственным и неподходящим:
нельзя употреблять детей, как сыскной материал, так как это действует
на их душу самым развращающим образом
. Ведь в результате
все эти без своей вины виновные дети могут испытать роковые
последствия в дальнейшей деятельности». (Аплодисменты в центре и…).

Бывший учитель, трудовик Русаков энергично протестовал против
обвинения гимназистов в безнравственности
.
– В средней школе, – заявил он: даже в расцвете “огарочничества”,
никогда не было “огарков” ученических. Это были не ученические
лиги свободной любви, это были лиги, которые были нужны взрослым
людям, чтобы ловить рыбу в мутной воде».

Епископ Антоний все грехи и недостатки школы объяснял отсутствием
религиозного воспитания
. Во всем виновата семья и школа.
Школа ничего не дает. Дети, поступающие туда религиозными,
выходят оттуда нерелигиозными.

В. М. Пуришкевич присоединился к вопросу от имени правой фракции,
которая желает получить полную картину происходящего и убеждена,
что тогда выяснится, что у правительства были серьезные основания
принять данные меры.


Гос. Дума с редким в ее жизни единогласии постановила обратиться
к обоим министрам с вопросом
, что были вызваны принятыми министрами
внутренних дел и народного просвещения меры, и что намерено
предпринять правительство для восстановления нормального порядка
в средней школ.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Законоучитель КОЛМАКОВ

Сообщение URS » 04 дек 2013, 21:43

Изображение

Одной строкой:

1908 г., Реальное Училище гор Новозыбков
Законоучитель православного вероисповедаия
Александр Иванович КОЛМАКОВ





Чудесное спасение

Монах из Черниговского монастыря спас маленького мальчика-сироту
и дал ему свое имя. Этим мальчиком был мой прадед.

Фамилия нашего рода началась от моего прадедушки
Александра Ивановича КОЛМАКОВА.

Родился он в 1848 или в 1849 году, точная дата
была неизвестна даже ему самому.

В то время, в середине 19-го в, в Черниговской губернии свирепствовала
эпидемия чумы
. Вымирали не только семьи, но и целые деревни
и даже уездные городки. Монахи Черниговского мужского монастыря
дни и ночи молились за здравие рода человеческого, за спасение душ усопших.

И вот однажды, летним утром, на монастырской дороге появился богато
украшенный возок. Отощавшие лошади брели сами по себе, и казалось,
что в коляске нет никого. Монахи подошли, заглянули внутрь и в ужасе отшатнулись.
Все находящиеся в экипаже были мертвы... Кроме ребенка, которому было
на вид около трех лет. Он держал за руку мертвую женщину, видимо мать, и плакал.

Пожилой седовласый монах с иконописным лицом перекрестился, нагнулся,
взял ребенка на руки и понес в монастырь.
Звали этого монаха Александр Иванович Колмаков.

Так и не удалось узнать, кто были те люди в коляске, откуда и куда ехали.
Поэтому и дал седовласый монах ребенку свое имя, отчество и фамилию.

...Прошли годы, мальчик вырос, поступил в Киевскую духовную академию,
по окончании которой был направлен в город Новозыбков Черниговской губернии.
Пожилой монах к этому времени умер, а его имя унаследовал мой прадед
- Александр Иванович Колмаков.


В Новозыбкове он преподавал Закон Божий в женской гимназии
и в реальном училище, служил в церкви.
Получал прадед жаловани
е 300 - 400 рублей, большие по тем временам деньги. Построил
в Новозыбкове три дома (стоят и поныне)
и содержал семью и прислугу.
Роста был высокого, телосложения полного, пел тенором,
владел несколькими языками.
Ходил в дворянское собрание играть в преферанс...

Женился он на дворянке Анастасии Андреевне Морозовой,
уроженке города Городня.
Родились у них два сына, Борис и Владимир
.

Борис окончил Петербургский институт путей сообщения,
но рано умер от испанки, не успев жениться. На старом кладбище
в Чернигове еще лет двадцать назад стоял гранитный памятник
на его могиле.

Младший сын Владимир, мой дедушка,
окончил Петербургский технологический институт

незадолго до Октябрьской революции.
Владимир Александрович встречался с Кшесинской,
много раз слушал пение Шаляпина.
А однажды ехал в трамвае вместе с Распутиным!
Не выдержав его тяжелого взгляда, Владимир вышел
на первой же остановке. Слушал дедушка и речь Ленина,
который выступал, стоя на балконе дворца Кшесинской.

А прадедушка мой Александр Колмаков жил в Новозыбкове,
почти никуда не выезжая. Дружил с директором реального
училища Николаем Владимировичем Исаиным,

со священником из Чудо-Михайловской церкви Бурневским.
Кстати, с сыном Исаина Владимиром дружил мой дед -
они были одноклассниками по реальному училищу
.
И позднее этот интереснейший человек, профессор ботаники,
основатель сельскохозяйственного техникума в Новозыбкове
всегда был желанным гостем в нашем доме.

Умер Александр Колмаков в июне 1913 г - от кровоизлияния в мозг.
Сидел в саду на скамейке, к нему подошла его собака. Прадед погладил ее и вдруг,
потеряв сознание, упал на траву...
Анастасия Андреевна умерла в 1938 году, пережив супруга почти на 25 лет.

Новозыбковская женская гимназия, в которой преподавал
Александр Иванович, переименована в среднюю школу №1.
В этой школе преподавала географию моя бабушка, училась мама
и я, Александр Иванович Колмаков, названный так в память о моем прадеде.

И всякий раз, вспоминая о нем, я представляю себе седого монаха,
бережно держащего на руках маленького мальчика.

Александр Колмаков

_______________
* по публикации Сайта п. Глинищево
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В начале жизни ШКОЛУ ПОМНЮ я..."

Сообщение URS » 08 дек 2013, 20:04

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНIЯ
СВИДЪТЕЛЬСТВО


Дано сie Барсукову Григорiю Михайловичу,
родившемуся семнадцатого (17) ноября
тысяча восемьсот девяносто пятого (1895) года
въ томъ, что поступивъ вь приготовительный класс
Новозыбковского среднего технического
по сельскохозяйственной специальности училища
сентября 5-го дня 1914 года, окончилъ полный
теоретический и практический курсъ училища
марта 22 дня 1919 года.


За время пребывания въ училищie онъ Барсуковъ,
слушалъ и сдалъ зачеты по следующим предметам:
Закону Божъему,
русскому языку,
алгебрie, геометрiи, тригонометрiи,
физикe, механике, метеорологiи,
ботанике, зоологiи, минералогiи,
энтомологiи, микробiологiи,
химiи неорганической и органической,
почвоведенiю, растенiеводству общему и частному,
анатомiи и физiологiи животных,
животноводству общему и частному, скотоврачеванiю,
сельскохозяйственной экономiи, общественной агрономiи,
сельскохозяйственному счетоводству,
статистике и промышленной географiи,
землемерiю, обзору сельскохозяйственныхъ машин и орудiй,
сельскохозяйственной технологiи,
черченiю, рисованiю и практическимъ занятiям на ферме,
мастерскихъ и лабораторшях
ъ.

А посему и на основании постановленiя
Педагогического Совета Училища отъ 22 марта 1919 г
.
онъ Барсуковъ имеет право
на производство работ по сельскому хозяйству,
соответствующихъ званiю техника сельского хозяйства,
что подписью и приложенiем училищной печати удостоверяется.


Г.Новозыбков Черниговской губ.
Марта 26 дня 1919 года.

Председатель Педагогического Совета А.Дугель
За Секретарь педагогического Совета И.Прожин
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

РЕАЛИСТЫ из Новозыбкова

Сообщение URS » 08 дек 2013, 20:31

Архитектор МИЛОВИДОВ

Изображение

Николай Николаевич МИЛОВИДОВ
( 1877 -1938 )
род. в гор Семипалатинске,
в семье военного врача,


Выпускник Новозыбковского Реального училища,
поступил в Петербургский институт военных инженеров,
который оканчил в 1904 г
.

Одной из первых его работ стала инженерная разработка
доходного дома по проекту именитого архитектора Федора Лидваля
.

Вскоре судьба свела М. с Марией Соколовой -
которая сдавала экзамены в Петербургском учебном округе
на получение диплома учительницы французского языка,
через некоторое время они обвенчались.
Но для Марии Петербургский климат стал губителен,
и Миловидов принял решение отправиться на родину жены - в Астрахань.
Таким образом, Астрахань получила молодого и талантливого архитектора.


М занимает должность инженера-архитектора в Астраханском
губернском правлении. Архитектор трудится над такими проектами
как дом Власова, деревянное здание Яхт-клуба на Стрелке Кутума,
здание городского водопровода, оранжерея астраханского промышленника
Г. Е. Нюнина, водонапорная башня и станция на Форпосте.


После революции 1917 г архитектору не удалось реализовать свой
проект церкви Смоленской иконы Божьей Матери.
Появились новые задачи, и ему удалось перестроится и продолжить работу
в архитектуре.
Он создавал проект застройки кварталов ССЗ им
III Интернационала, фасады автодорожного техникума, трамвайный павильон
на Царевской линии, учебный корпус РыбТУЗа, жилые дома для Астраханцев.
Под его руководством были проведены работы по реконструкции 17-й пристани
и прилегающего к ней парка. В 30-х гг М заведовал архитектурно-проектной
мастерской при Астраханском городском Совете и преподавал в строительной
школе.
В 1930 г Николай Николаевич был принят на работу в Астраханский РыбТУЗ.

Однако в начале 1938 г. его арестовали и обвинли в шпионаже.
Военной коллегией Верховного суда ССО 27 июля 1938 г
М был приговорен к расстрелу и расстрелян в тот же день как враг народа.


28 августа того же года была арестована его жена Мария Ниловна,
она была сослана в Казахстан, на рудник Актал.
Мария Ниловна пережила ссылку и осталась жива.
В 1957 г супругов Миловидовых реабилитировали.

К сожалению неизвестно, где похоронен архитектор,
но остались его работы, прекрасные здания и сооружения.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: РЕАЛИСТЫ из Новозыбкова

Сообщение URS » 08 дек 2013, 22:21

Главный Архитектор САРАТОВА



Изображение

Василий Алексеевич ЛЮКШИН
(1872 -1945 )
Уроженец села Васильевка Самарского уезда,
из мещан.


Отец Л, содержавший небольшой кустарный промысел,
трагически погиб в 1874 г

(случайно был захвачен жерновами мельницы).

Маленький Вася воспитывался у деда,
учился в Реальном училище гор. Новозыбкова,
куда семья Люкшиных перебралась в начале 1880х гг
.

Завершив среднее образование, Л уехал в Петербург,
где со 2й попытки поступил в институт гражданских инженеров,
полный курс которого закончил в 1901 г.


Затем уехал работать в Томск на железную дорогу.
Но сибирский климат ему не подошёл,
и в 1904 г Л приехал в Саратов.

Женившись в 1906 г, вместе с супругой Екатериной Евгеньевной
(дочерью преподавателя Вольской учительской семинарии)
архитектор прожил в Саратове до старости.


Его первые работы — строительство мостовых и плотин.
По его же предложению в 1911 г Астраханская улица
от нынешней Советской до Сенного базара была замощена
финской гранитной брусчаткой (часть которой впосл.
была перенесена в парк Победы на Соколовую гору).

Основная деятельность Л в дореволюционный период связана
с подготовкой и исполнением проекта саратовского Крытого рынка,
над которым он начал работать в 1906 г.



Изображение


Это сложное инженерное и архитектурное сооружение потребовало
напряженного и длительного труда большого коллектива специалистов,
руководство которым Л осуществлял на протяжении почти десяти лет.
Команда, которая работала с Люкшиным на объекте, подарила ему
поздравительный адрес.
1916 г
«Сегодня в день освящения крытого рынка мы приветствуем
и поздравляем вас, творца и руководителя работ, со счастливым
завершением многолетних ваших трудов. Позвольте,
Василий Алексеевич, принести вам благодарность за то гуманное
и даже товарищеское отношение, которым сопровождалась
наша совместная с вами работа»
.


Будучи городским архитектором, он проектировал церкви, школы, особняки.
Занимался Василий Алексеевич и устройством саратовских улиц.

Так, покрытие трехкилометрового участка Астраханской ул
(от Константиновской до Сенного базара) брусчаткой из серого финского камня
произведено было в 1911 г под руководством Л. Поражает тщательность
и надежность выполненной работы: вплоть до 1980 г (на протяжении 70 лет!)
большая часть покрытия была исправна и с успехом выносила транспортные
нагрузки современного уличного движения, не требуя ремонта.

Кроме того, Л принимал участие в строительстве корпусов Саратовского
университета
. Им были сделаны расчеты железобетонных перекрытий
университетских зданий и под его наблюдением произведена их установка.


Изображение
Гимназия на Взнесенской

До наших дней сохранились школы-дворцы по его проекту — ныне лицей
математики и информатики на улице Посадского и гимназия № 4 на
ул Вознесенской; здание лечебницы на Волжской (сейчас аптека
«Дом здоровья») и др.


Изображение
Лечебница на Волжской

После революции Л продолжал долгие годы работать в строительстве.
Однако профиль его деятельности изменился. Непосредственно
составлением проектов архитектор не занимался, перейдя
на административную и преподавательскую работу.

С 1934-го по 1945 г он трудился главным архитектором Саратова.

Был очень разносторонним человеком — музыкальным (играл на мандолине),
художественно одарённым (рисовал картины), входил в состав правления
саратовского яхт-клуба.

Современники отзывались о нём как об очень скромном и интеллигентном
человеке, очень умеренном и спокойном. Добрый и мягкий по натуре,
он, однако, обладал твердым характером: мнение свое Василий Алексеевич
умел отстаивать, не стесняясь высокого положения оппонентов, подчас
силой пытавшихся навязать архитектору свою точку зрения.

Образцовый семьянин, он горячо любил своих дочек - Нину и Валю,
которые отвечали отцу привязанностью и любовью.

Л проработал до 73 лет - вплоть до своей кончины в августе 1945 г
от воспаления легких.

Похоронен он в Саратове, на Воскресенском кладбище.


Внук Л., заведующий кафедрой агарного университета им. Н. И. Вавилова
Александр Клеменц,
передал музею личные вещи архитектора, которые
хранились в семье.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Военное Поколение

Сообщение URS » 15 дек 2013, 20:58

Екатерина Петровна ГАРБУЗОВА (88 лет)
родом из деревни Полужсная Рудня
(8 км от Красной горы),
Филолог- лингвист, кандидат филологических наук,
в 70-е годы — проректор Брянского пединститута по научной работе.


Об удивительных людях, удобстве лаптей и чернилах из свеклы.




Маленькая крепость

В анкетах я писала, что проис­хождением «из середняков».
У родителей были лошадь, корова, усадьба крепкая обнесена
бре­венчатым забором
, как малень­кая крепость. В особицу жили.
Они были пришлые, с Украины.
Так тогда многие строили усадь­бы в тех местах.
В нашей деревне большая концентрация разных языков и наречий.
А почему нашу семью не раскулачили
— лошадь в колхоз отец сам отдал, — я не знаю. Обошлось.
Голод тридца­тых годов помню...

Два пожара наша семья пере­жила. Родители считали,
что это были поджоги, хотя, вроде, и не было у них явных врагов.
Может, от зависти?
Отец и мать были людьми скромными, честными, работящими.

Отец летом работал в колхо­зе, в полеводстве, а на зиму ему давали
справку (паспортов у кре­стьян не было), и он подрабаты­вал отходничеством
.
Работал по вербовке в Чите, на строитель­стве московского метро,
даже получил значок ударника.
В ос­новном на эти деньги мы и жили.

Война

Среднюю школу в Крас­ной Горе я закончила 18 июня 1941 года,
и тут война. 25 меся­цев мы находились на оккупиро­ванной территории,
и потом мно­гие годы должны были писать во всех анкетах об этом.

Между прочим, из Красной Горы даже призывники в 1941-м в армию
не попали, слишком быстро немцы к нам пришли.

Партизан в районе не было, потому что не было большого леса.
Они заходили к нам из других мест. Старосту убили и в лодке
с запиской отправили вниз по реке.

Красную Гору освободили от немцев 27 сентября 1943 года.
До этого первой волной у нас прошли непонятные люди
в со­ветской военной форме. Пили, гуляли, кур да последних
по­росят ловили. На лавке, у дома напротив, помню, пьяный па­рень
в грязной форме играл на гармошке и плакал. Власовцы.
С первого взгляда ясно — поте­рянные были люди.
Как приш­ли, так и исчезли, будто водой смыло
.
Зато потом в нашу де­ревню зашли немцы в черной форме, очень аккуратные.
Нас, детей и подростков, взрослые попрятали в ямах и засыпали хворостом.
Из укрытия мы ви­дели, как немцы из огнеметов жгли все вокруг:
дома, деревья, корову, видела, сожгли.
Наша деревня была немаленькая 350 домов, —
а осталось после немцев хорошо, если треть.


В 19 лет

Осень сорок третьего. Почти все порушено, сожжено, мужчин угнали немцы,
бабы с детьми рыли землянки, чтоб хоть где-то зиму пережить.
И тут распоря­жение районной власти: открыть школу и учить детей.

Но где? Кому? Как? Учителей не хватало, нашли только восемь человек,
вот и мне предложили через райком комсомола, девятнад­цатилетней.

Решили, что будем собирать детей в крестьянских избах, тех немногих,
что уцеле­ли. Хозяйки пяти домов вошли в положение. Собрали всего
около ста детей. В седьмом классе, как помню, 17 человек.
А выглядело ученье так: учитель — на лавке, коптилка в банке из-под
кон­сервов чадит, ребятишки — кто где устроился, и тут же теленок
мычит в углу, хозяйка с ухватом у печи.
Тогда почти все дети очень учиться хотели.
Это было чудо — школа! — после всех ужасов, которые мы пережили.


И тут учительница началь­ных классов, которую назначи­ли директором,
отказалась от должности. Тогда и предложи­ли меня. Я боевая была,
по ха­рактеру очень общительная, но молодая.

Знала и умела тогда совсем немного. Так и началась, по Горькому,
вторая глава моей жизни — «В людях».

Заем

Что было тяжко — урожай 1943 года убрать из-за боев почти не было возможности.
Все голодали. Зимой ходили копать на полях забытую мерзлую кар­тошку
и делали из нее оладьи «тошнотики»
. Масло считалось драгоценностью
— льняное или конопляное, оно было зелено­го цвета. До сих пор помню его запах.
Если в райцентре все же давали талоны служащим, то в деревне ничего
не было — кто смог, тот и выжил.
Левая часть Полужской Рудни за рекой
была выжжена полностью. В землян­ках, в ямах бабы с детьми жили.
Мужиков, не считая стариков, в зиму 44-го года в деревне вооб­ще не осталось.
Но вот вернул­ся, наконец, первый фронтовик, без руки, Максименко.
И его сразу сделали председателем колхоза. Кстати, толковый че­ловек оказался.

В мои обязанности, помимо многих других, входила и под­писка на заем.
С одной стороны — какие в сожженной деревне деньги?
А с другой — начальство дает команду, надо идти. И вот картинка.
Снег выпал, землянка, где вместо двери — тряпка, очаг, на нарах —
двое немытых паца­нят трех и пяти лет. А хозяйка, Настя Севрюк, знает,
зачем мы пришли и не кричит, не гонит, хотя ей бы и покричать —
две недели назад на мужа похоронку принесли.
Ничего у них нет, толь­ко тощий петух в углу под нарами спрятался.
«А знаешь, — говорит она задумчиво, — в воскресенье
я на рынок в Красную Гору схожу (а это, к слову, 16 км в два конца)
и, если петуха продам, то пять ру­блей внесу».

Вот такие были люди! Какие характеры!

Три кило гвоздей

Мне старичок один подсказал, как из печной сажи и керосина чернила делать.
Неплохие по­лучались чернила. А до этого мы соком свеклы писали, но сок,
правда, быстро выцветал. Было несколько учебников на всю школу,
так что первый год больше на слух учили и учились.

Зиму пережили, перетерпели. А во второй год по разнарядке школе стали
давать карандаши, тетрадки.
Я два года, до лета 45-го, отработала директором, и ни одной комиссии
в школе за это время не было, и в Красной Горе начальства было немно­го,
— некому было проверять.
А потом, думаю, было заметно, что мы даже
в этих невозможных условиях работаем по совести. К председателю
райисполкома Кондратову, бывшему партизану, я взялась активно
ходить с лета 44-го года. Приду что-нибудь для школы просить ну и плачу.

Мы пятистенок для школы ку­пили в соседнем селе.
Перенесли с помощью колхоза, надо лавки делать, козлы — вместо парт,
а у нас ни одного гвоздя нет, да и вообще ничего нет.
И вот наре­вусь я у Кондратова, он не вытер­пит и даст записку
в коммуналь­ную контору — выдать три кило гвоздей, или в среднюю школу
— передать нам для первокла­шек несколько школьных парт.
Так в два приема нам десять на­стоящих парт досталось. Счастье!


С лета 44-го я просила Кон­дратова отпустить меня в Новозыбков
учиться, а у него ответ был один: вернутся фронтовики,
тогда и поедешь. Они по одному только в июне 45-го стали
воз­вращаться, а нам пришлось еще целый год пережить.

Единственный выговор

Свой единственный в жизни выговор, и тот без занесения
в учетную карточку, я получила от райкома комсомола за то,
что школа весной 44-го года не уло­жилась в указанные сроки
по­севной кампании. Школе отвели поле, которое мы должны
были засеять, а потом собрать урожай. Но ведь и посевного
зерна у нас не было. Мы ходили с тележкой по селу и просили,
кто сколько зерна даст на общее поле, хоть несколько килограммов.
И вот одна женщина отдала два меш­ка ячменя,
у нее мужа убили на фронте за месяц до этого.

Лошадей не было, и пахали мы на коровах.
Идешь и тащишь ее на веревке, чтобы шла в бо­розде,
а за ней другая женщина, с плугом. Кто поет, кто плачет.

Мои университеты

В Новозыбков на учебу меня райком отпустил летом 45-го года.
Как раз бывший дирек­тор школы с фронта вернулся,
и, между прочим, не увечный, не раненый — редкий случай.

Моя учеба в Новозыбкове была серьезным испытанием,
Помню, поразили меня ставни и запоры на окнах,
у нас в дерев­не этого не было. По ночам мы ходили,
ломали заборы на дро­ва — очень страдали от холода в общежитии.
Но, что хорошо, студентам карточки давали — 500 граммов
хлеба в день на человека и еще пшена немного, а другой еды не было.
Староста группы получал буханки и сам резал после занятий.
На рынке такая буханка стоила 90 рублей. Так мы придумали.
День-другой потерпишь, сама себе норму уре­жешь,
а потом идешь на рынок и меняешь хлеб на кусочек сала.


На каникулы мы отправлялись домой, чтобы хоть каких-то
про­дуктов привезти. И обычно от Новозыбкова до Клинцов пеш­ком,
иногда удавалось тайком на буфер товарного вагона при­цепиться.
А заснешь, упала на рельсы — и конец.

Между прочим, я еще в юно­сти для себя уяснила,
что жить непросто, но выход всегда есть, надо только не сдаваться.

Однажды зимой с подру­гой мы пешком этот путь в два приема,
а это километров во­семьдесят, и одолели. Когда мать меня увидела,
то обратно одну не отпустила, отправила с младшим братом.
Снег выпал, я в лаптях и онучах, он санки с картошкой тащит.
Кстати, лап­ти — очень удобная обувка, легкая, правда,
для сухой по­годы. А тут — мокрый снег. Не знаю как,
но прошли с братом полсотни километров и в Верещаках
попросились на ночлег, в первую же избу. Нас пусти­ли.
Ноги мои промокли, синие, опухли, веревки в ноги впились,
не чувствую я ног. И тут хозяй­ка, чужой человек, кинулась
мне ноги распаривать, тряпки мои сушить.
Думаю, спасла нас эта женщина, а я и имени ее не помню.
За ночь мы отогрелись, обсушились и дальше отправи­лись.
И дошли.

Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Пред.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1

cron