По Юлианскому (Церковному календарю)с 25 ДЕКАБРЯ по 6е ЯНВАРЯ, т. е.
с
Первого дня РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА,
по День КРЕЩЕНИЯ,
время 13 дней называется КОЛЯДАМИ.
КОЛЯДЫ(Смесь языческих с Христанскими обрядами)
Из славянской мифологии известно,
что идол - КОЛЯДА.
Во все сие время,
ни под каким предлогом никто работать не смеет,
особенно же вечерами, кои назвают "СВЯТЫМИ".
Если осмелится кто не уважать их,
то таковым смельчакам русалки и домовые
большие беды наведут.
Весь круглый год не будет в том доме урожая в хлебе,
семья его и сам он будут ни ходячие, ни лежачие...
скота большая половина падет,
домовой часто по ночам давить будет сонных и проч.
В продолжение сего времени, нуждающиеся в чем-нибудь
или ходят, или ездят по домам и просят коляды.
Не дать коляды, то есть не подарить чего-нибудь
из хлеба, ленег, льну, платья и проч.
значит беду себе и дому своему навести,
ибо никогда спору ни в чем не будет,
т.е. все, что у хозяина есть, будет непременно расходиться.
Ежели же дают что - то в том весь год ужасный спор будет,
т е сколько бы в расход не вышло, все еще в остатке остается.
Священник с причтом во все 13 дней
объходит всю свою парафию с крестом и со святою водою.
Вошедши в дом поют:
"Ангел вопиаше благодатный" и проч.;
пропевши, поздравляет с праздником
и кропит святою водою подходящих ко кресту и весь дом.
Приготовленный в лубке, стоящий на первом месте
хлеб берет себе за поздравление
Также и брашки не забудут нанимают музыкантов,
пьют, едят, поют песни, танцуют во всю ночь,
и сим оное кончится.Всякой из сих СВЯТЫХ Вечеров разряженные девки и молодые люди
собираются по договоренным избам,
сие собрание "ИГРИЩЕМ" зовется,тут молодые мужчины от девок угощаемы бывают:
яичницей. колбасами, орехами и всем,
что сии успеют у матерей выпросить:
мужчины нанимают музыканта, потчуют девок
и сами пьют брашку, танцуют за полночь,
Если
на которых игрщах недостает музыканта,
то сказочники отличаются, их с большим вниманием слушают.
Играют в карты, в игры, так называемые:
"дурака", "возка", или "свои козыри", в "жгута"
и в "марьяша"; иногда в небольшие деньги,
в "страшку или горку", в "три листика"
и в "едну"; играют также в "кота и лемашки",
в "жмурки" и загадывают загадки.
Все сии СВЯТЫЕ Вечера дьячки церковные
ходят под окна домов со Звездою; она сделана из вымоченной маслом бумаги, восьмиугольною,
в средине намалевано лицо человеческое,
означаюшее солнце, восемь же рогов ее значут - лучи;
горящая в середине свеча делает оную прозрачной;
вертят ее кругом на приделанном шесте и
поют некоторые из стихаря священные песни;
должно за сие сколько-нибудь денег дать.
Дьячки также ездят
по селу и околичным прихода сего деревням
с ВЕРТЕПОМ; сие есть подобие, в миниатюре, дому,
он с бумаги сделан, предняя его сторона открыта,
в нем куклами, на проволоке перемещаемыми,
представляют: ясли, в коих Христос родился,
волхвов, приходивших с дарами ко Христу,
царя Иудейского Ирода, избиение младенцев
и много другого из Священной историии;
в заключение из него выходит кукла с мешечком,
и просит, что-нибудь положить в оный; всякий кладет
денег сколько-нибудь.
По окончании
дьячки поздравляют Праздниками,
Святыми вечерами, и не забывают также колядовать(Из "Журнала... подполковника
Луки Иванова сына Дудицкого-Лишня,
1816 октября 13 -1834 сентября 16 "Памятная книга Черниговской губ, 1891)
_______________
С уважением,
Heritage Keeper