История Монастыря
Забрама.
Каменский Успенский монастырь Там, где Россия граничит с Украиной и с Белоруссией,
возле одноимённого хутора, в окруженной лесами живописной местности на правом,
высоком и каменистом берегу реки Снов раскинулся Каменский Успенский монастырь.
Основан в 1681 г старцем Ионою Болховским,
духовником гетманича Семёна Самойловича
на средства гетмана И.С. Мазепы, в то время друг российского престола,
позволившего занять под монастырь часть сновского берега,
принадлежавшего к карповским землям.
Стали стекаться к иеромонаху Ионе иноки. Первоначально был мужским,
в 1786 году преобразован в женский.
При Самойловиче Каменский монастырь был весьма маленький,
в нем находилось 2-3 монаха.
Окончательно устроен был Каменский монастырь
при Мазепе,
в универсале которого написано: "Пречестный отец Иона, строитель монастыря нововозведённого Каменского,
сообщил нам, что в полку Стародубском, под слободою Семёновскою,
на пустом острове, лежащем у реки Снов, и называемым этот остров "Камень",
воздвиг фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы и просил немедленного
подтверждения принадлежащему монастырю земель...".
Мазепа удовлетворил просьбу отца Ионы, выдав приведённый
универсал в декабре 1687 г. Кроме того, Мазепа дал личные средства монастырю, а также
село Сушаны,
ранее принадлежавшее епископу Крезве,
половину села Бровничей,
ранее принадлежавшее Михаилу Рубцу и земли вокруг самого монастыря,
на которых
сам монастырь, по разрешению гетмана от 1 июля 1694 г,
поселил село Шумиловку и село Каменский хутор. 1687 г - в
Каменском Успенском монастыре сооружен Успенский соборный храм. 1697 г - в Каменском Успенском монастыре был
освящен трапезный храм
в честь Благовещения Богородицы. 1775 г- деревянная Успенская церковь Каменского Успенского монастыря
была
продана в село Курковичи,
20 апреля
1776 г - в Каменском Успенском монастыре
состоялась закладка
нового каменного Успенского собора. До середины XVIII в все постройки монастыря:
Успенский собор 1687 г,
церковь Благовещения с трапезной 1697 г,
колокольня и ограда — были деревянными.
Кроме основателя
отца Ионы выделялись:
Ираклий Комаровский, впоследствии епископ черниговский,
и
Иосааф Миткевич (1754-1784).
Каменное строительство началось при игумене Иосаафе Миткевиче
когда
в 1753-58 гг был сооружен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи с трапезной.
1776-79 гг возведен обширный Успенский собор, затем больничный корпус и каменная ограда, оконченная в 1-й пол 1780-х гг.
Начатая тогда же колокольня разобрана и сооружена вновь в 1850-60-х гг.
Из всех этих построек
до наших дней сохранились собор и колокольня,
а также небольшая часть стен ограды. Территория в плане имела форму неправильного четырехугольника,
вытянутого от реки к поселку. В центре обращенной к нему северо-западной стены ограды
находился главный вход в монастырь с надвратной колокольней.
Композиционный центр ансамбля - собор Успения, поставленный на продольной оси комплекса,
доминировал над постройками. К северо-востоку от него располагался теплый трапезный храм.
Эти основные сооружения с вертикально развитыми объемами были хорошо видны из-за
невысоких стен и создавали живописный и выразительный силуэт монастыря.
Внутри вдоль стен размещались каменные и деревянные кельи,
дом настоятеля и другие здания. При Разумовском половина села Бровничей, пожалованная Иваном Мазепой
Каменскому монастырю, была снова присоединена к Ропской волости. 1786 г,- указом Священного Синода, при игумене Палладии Лукашевиче,
Каменский монастырь был обращён в женский, причём сюда были переведены монахини
закрытого тогда Печеницкого монастыря из окрестностей города Стародуба.
Сохранились письменные свидетельства об образе жизни монахинь.
После службы в церкви, немного отдохнув, они принимались за хозяйственные работы
по монастырю, рукоделье, обучение сельских девочек грамоте, чтение священных книг.
Все эти занятия проводились в кельях при строгой тишине.
По описанию
1781 г Каменский монастырь "положение имеет на ровном, положистом,
не низком песковатом месте, на правом берегу реки Снови, в пуще окружающей оной монастырь.
В ограде деревянных церквей 4, две каменных, с них одна большая, а другая трапезная,
а две деревянных. Деревянные: дом игуменский о 4-х покоях, а для братии в пяти связях,
о 18-ти покоях, с разными амбарами и кладовыми, и 10 хат служительских.
Винокурня о 7-ми котлах и водяная мельница о 5-ти котлах". Главной святыней Каменского Свято-Успенского монастыря, привлекавшей
к себе богомольцев из окрестных сел и паломников издалека, являлась
чудотворная Новодворская икона Божией Матери.
В своем первообразе она была написана святителем Петром чудотворцем,
митрополитом Киевским и всея России в начале XIV столетия.
В 1677 г, 14 августа, белорусский епископ Феодосий Васильевич в крестном ходе
перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви
в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим,
игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода
от иконы Божией Матери...
Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, которого святитель
Димитрий Ростовский называл "великим столпом церковным", любил
посещать Новодворский монастырь и молиться перед ней. Специально для него
был сделан ее точный список. Этой-то своей келейной иконой и благословил
архиепископ Лазарь иеромонаха Иону.
Особо чтимый список с Новодворского образа
находился в Каменском Успенском женском монастыре
в Новозыбковском уезде Черниговской губернии.
Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение
новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери.
Образ по желанию святителя был списан с иконы святого митрополита Петра...
Благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить
Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения
к этому монастырю.
В середине 1800-х гг в монастыре насчитывалось 300 человек. 1889 г, 26 июня, над Каменским монастырем разразилась сильная гроза, сопровождавшаяся оглушительными раскатами грома
и ослепительным блеском молнии.
Удар молнии разразился с особенной силой
над куполом Успенской церкви этой обители.
Высокая вершина храма мгновенно была объята пламенем.
В храме же в это время совершался акафист перед чудотворной Новодворской иконой.
Когда последовал удар грома, все присутствовавшие в церкви были поражены
необычайным происшествием. Огненное пламя молнии спустилось по цепи паникадила
с вершины храма, затем направилось к помещающейся над царскими вратами
иконе Успения Богоматери. Образ был превращен силой удара в щепы.
От царских врат удар молнии направился к Новодворской иконе Богоматери.
Стоявший перед образом священник осыпан был огненными искрами,
а покрывало перед образом совершенно сожжено огнем.
И здесь-то обнаружилось особенное благоволение Владычицы к Своему пречистому образу.
Последний, к удивлению всех присутствовавших, нисколько не был поврежден ни ударом,
ни пламенем. Затем удар, как бы оттолкнутый невидимой силой от образа, направился
в массивную толстую стену храма и устремился из храма с такой силой, что стоявшие
в храме, придя в себя от изумления, увидели в стене громадную пробоину от взрыва молнии.
Пожар в куполе между тем продолжался. Инокини обители в беспомощном отчаянии
и с великим плачем смотрели на то, как огненная стихия распространяется все больше и больше.
Значительная высота купола не давала возможное применить что-либо для защиты
церкви от пламени. Но Божественное благоволение и небесный покров Владычицы
спасли обитель от бедствия. Точно по мановению какой-то невидимой руки, раздувавшей пламя,
ветер стих, наступила тишина, и огонь начал понемногу уменьшаться, пока совершенно не угас.
Все бывшие при этом чудесном событии во всем происшедшем увидели явное знамение
покровительства Пресвятой Богородицы.
9 июня 1847 г
Николаем I утвержден проект перестройки теплой церкви во имя Иоанна Предтечи
и колокольни в Каменском Успенском монастыре. Здесь
погребён прах землевладелицы,
жены Коллежского Асессора
Татьяны Григорьевны Малаховой, урождённой Туткевич. Просуществовал Каменский Свято-Успенский монастырь 247 лет. 1928 г - решением Брянского губисполкома, от
15 октября 1928 г,
Каменский Успенский монастырь был закрыт. Постепенно
каменные здания и ограду стали разбирать для нужд Новозыбкова и других значимых объектов.
В наши дни к месту, где сохранились останки монастыря, нередко приходят люди.
Возле реки Снов и родника с целебной родниковой водой, построена маленькая часовенка,
ставшая местом посещения многих жителей Климовского района и близлежащих украинских сёл.
В 2003 г в полуразрушенной часовне монастыря проявился лик Богоматери.
Несколько лет назад на стене колокольни возникла огромная фреска с ликом Богоматери.
Это изображение - копия некогда хранившейся в монастыре чудотворной иконы
Новодворской Богоматери, пожертвованной обители при ее основании Черниговским
архиепископом Лазарем Барановичем, тем самым, который когда-то "анафему"
на Стародуб наложил. Место, где чудесным образом проявилась фреска, было раньше
основным входом в монастырь. На руинах монастырского Успенского собора сегодня
вьют гнезда аисты, а территория бывшего монастыря принадлежит Каменско-хуторскому
сельскому совету.
На самой территории монастыря расположился посёлок Забрама.