Дима ШЕНДЕРОВ - Трубач и Джазист
Добавлено: 15 июл 2012, 16:39
...В начале шестидесятых, когда телевизионные приёмники в домах были ещё редки,
а телевизионные передачи не могли удовлетворить весь спектр интересов телезрителей,
новозыбковцы охотно посещали спектакли, концерты или лекции, которые проходили в ДК города.
На один из таких сборных концертов городской самодеятельности зашёл и я, обычный пацан
с Кубановской улицы, десяти лет от роду. Самого концерта не помню, думаю, он был обычного
для тех времён состава: хор народной песни, сольное или групповое пение под баян или фортепиано, декламация стихов, скетчи, фельетон, художественный свист и куплеты (на бис).
Но вот на сцену вышел худенький подросток в пионерском галстуке, в руках у него была труба,
и я подумал, что он сейчас хрипло и неумело загорнит, и появятся пионеры с литмонтажем,
речёвкми и песней "Взвейтесь, кострами". Ничего подобного, послышалось вступление, и мальчишка, поднеся мундштук своего блестящего инструмента к губам, заиграл
"Неаполитанский танец", из балета Чайковского "Лебединое озеро". Заиграл чисто, технично,
без малейшего видимого напряжения, заиграл так, как играют мастера, маэстро, и звучание
было тёплым, мягким, сочным, "вкусным", как говорят профессиональные духачи...
Я был потрясён совершенно, вышел из зала, и уже в закулисье услышал, как поздравляли
с удачным номером этого мальчишку. Это был Дима Шендеров, школьник, сын известного
в Новозыбкове трубача Льва Шендерова, и было ему тогда двенадцать лет...
Прошло время, я стал увлекаться музыкой, причём, не той, что заставляли меня заниматься
в музыкальной школе, а той, что с замиранием сердца я слушал вечерами на коротких волнах,
передача из Нью-Йорка называлась "The time of jazz", и вёл её мистер Коннор, знаменитый
на просторах СССР, как нынче сказали бы, диджей. Чтобы попытаться играть такую музыку,
нужна была не моя скрипочка, а набор барабанов и тарелок, что в среде музыкантов
называется "кухня", или ударная установка, стоила такая вещь баснословных тогда денег,
порядка семисот рублей, зарплаты среднего новозыбковца за полгода.
Поэтому я с друзьями нанялся на пилку дров, мы ходили по дворам, и предлагали свои услуги,
в наивной надежде собрать сумму, хоть как-то коррелируемую с вышеозначенной. Однажды
мы пилили дрова в одном дворе за пятой школой, и вдруг из открытого окна полились
волшебные звуки трубы. Невидимый музыкант играл мелодию за мелодией, казалось, он знает
их бесконечное количество, и звучали они одна красивее другой.
Конечно, это был повзрослевший Дима Шендеров, он жил там, в этом дворе.
В пубертатном возрасте, разница в два-три года огромна, мы и мечтать не смели познакомиться
с таким музыкантом на равных, ведь Дима уже руководил оркестром в ДК им. Калинина,
и у него играли такие классные музыканты, как барабанщик Стефан (Степанченко), тромбонист Аграновский, саксофонист Мыльников, гитарист Попов, контрабасист Ерохин, аккордеонист Гончаров...
Для нас, восьмиклассников, это были отборные монстры! В этом оркестре ("Мелодия")
пел наш однокашник и друг Фима Хазанов, ему и поручили договориться с Димой, чтобы
он принял наш школьный ансамблик. Уломать директора школы дать Диме ставку мы взялись
сами. Так я познакомился с Димой Шендеровым уже вплотную.
Я долгое время слушаю джаз, знаю десятки больших музыкантов-трубачей, но звук Диминой
трубы узнаю из сотни... Он наш новозыбковский Эдди Рознер и Луи Армстронг в одном лице.
На парковской танцплощадке Дима начал играть, когда его призвали в армию. Командир воинской части давно хотел иметь при себе хорошего трубача, чтобы играл побудку, сбор,
тревогу, отбой и всё такое прочее, и добился-Дима служил в родном городе. Службу он
познал сполна, но летними вечерами его труба звучала в деревянной ротонде, среди могучих
лип, и это звучание стало привычным для жителей Новозыбкова на многие годы.
Его знали абсолютно все, его оркестр, а позже ВИА "Друзья песни" не раз завоёвывали
главный областной приз-Хрустальную Лиру, на платные концерты ВИА бывал полный аншлаг,
Дима стал нормальной городской достопримечательностью, знаю многих, кто
ностальгически вспоминая молодые годы свои, вспоминают и парк, и Диму с его золотой
трубой.
Дмитрий Шендеров работал руководителем оркестра Кировской областной филармонии,
объездил всю европейскую часть страны с концертами, вернулся на родину во всеоружии профессионального опыта, и не было человека, не восхитившегося его искусством, безусловно прирождённым.
К сожалению, Дмитрий уехал из Новозыбкова, увозя детей из радиационной зоны.
Работал в арктическом посёлке в ресторане, после перестройки перебрался в знаменитые, воспетые Ерофеевым, Петушки. Занялся бизнесом, и его музыкальная карьера вроде бы завершилась...
Но вот, через годы и годы, встретились мы с Димой на сайте в "Одноклассниках",
и я с радостью узнал, что шестидесятипятилетний музыкант снова в строю. У него
шикарный американский корнет, о котором в молодости он и мечтать не смел, у него
"Роланд", с ним работает солистка, и когда на представлении в ресторане Дима заиграл
на трубе, публика просто вилки выронила из рук, настолько все отвыкли от живого звучания...
Позавчера, в ресторане "Замок", что напротив военкомата, Дима встречался с друзьями-музыкантами, они выпили, повспоминали прошлое, они играли джем-сэшн, с саксофонистом
из Клинцов Дворкиным, и я страшно жалею, что не присутствовал на этом замечательном
сборище. Наш Эдди Рознер в строю и в форме!