Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.

"В тиши Старинных БИБЛИОТЕК..."

Модератор: URS

"В тиши Старинных БИБЛИОТЕК..."

Сообщение URS » 05 фев 2012, 10:49

Поэзия и проза, литературная критика,
драматургия и эпистолярное наследие
Литераторов, которые родились или
жили в НОВОЗЫБКОВЕ и окрестностях

предмет этой рубрики.

Литературные Упоминания
Города и близлежащих селений

(в исторических границах уезда) -
надеемся также найдут здесь
достойное место.

В дополнение НОВОЗЫБОВСКОЙ
библиотеки - можно составить небольшой
Каталог Краеведческих публикаций


С уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

ПОЭТЕССА - родом из Людкова

Сообщение URS » 05 фев 2012, 10:49

Дочь АДМИРАЛА

Изображение
Семья АРЕНС: Евдокия Семеновна, Вера, Анна, Лев, Зоя, Евгений Иванович.
1908. Царское Село.



Вера ГАККЕЛЬ - Аренс
(9 октября 1883, дер. Людково Новозыбковского у Черниговской губернии
— 3 июня 1962, Ленинград) русская поэтесса, переводчица.


Его отец – Евгений Иванович АРЕНС (1856-1931),
русский военно-морской деятель -
генерал-лейтенант (909) и историк Флота



С Уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re:ПОЭТЕССА - родом из Людкова

Сообщение URS » 05 фев 2012, 10:50

Дочь АДМИРАЛА

Изображение

А.Алексеев. Клипер СТРЕЛОК, 1880е гг



7 го октября 1883
На борт Клипера "Стрелок", стоявшего в Неаполитанском порту
,
передали телеграмму:
"Евдокия разрешилась благополучно - самочувствие хорошее -
я тебя поздравляю - Аполлон"
Послание совершило долгий путь Петербург-Триест-Неаполь.
Морской офицер Гвардейского Экипажа Евгений АРЕНС
получил известие от своего брата Аполлона и, не скрывая радости,
оставил автограф прямо на бланке: "Слава Богу! Ура! Ура! Ура!"

Речь шла о рождении его первенца - дочери Веры, которая появилась на свет
в с Людков Новозыбковского у Черниговской губернии,
откуда родом была и её мать - Евдокия Семеновна урожденная КУЛЬПИЧ
.


Необычную фамилию семья Веры унаследовала от предка -
Иоганн Аренс из старинного немецкого дворянского рода.
Он приехал в Россию еще в царствование Анны Иоанновны.

В семье адмирала Евгения АРЕНСА и Евдокии Семеновны ур КУЛЬПИЧ
старшей дочерью была Вера Евгеньевна.
Зоя родилась спустя два года.
Брат Лев был младше Веры на семь лет,
а Анна появилась на свет в 1892 году.


Изображение

Отец поэтессы - Евгений Иванович АРЕНС
в 20 лет был произведен в гардемарины.
Воевал в русско-турецкой войне и получил Георгиевский крест.
В 1896 г окончил Николаевскую академию по курсу военно-морских наук.
Его пригласили читать лекции по истории русского флота,
с 1903 г назначали на должность начальника Петергофской пристани
и Царскосельского Адмиралтейства в звании генерал-лейтенанта Флота.

До 1903 г он несколько лет плавал старшим офицером
на «Александрии» - личной Императорской яхте.



Изображение



Семья поселилась в Царском Селе.
Должностная квартира генерал-лейтенанта Евгения Ивановича Аренса
располагалась в Царскосельском Адмиралтействе
.
В то же время Аренсы снимала квартиру и в Петербурге
на Серпуховской улице.

Вера росла яркой и способной девочкой.
Уже в 11 лет она перевела сказку и несколько стихотворений,
которые были опубликованы в детском журнале "Игрушечка"
.

Вера Евгеньевна и её сестра Анна были "смолянками",
они окончили Смольный институт благородных девиц.

Изображение
Сестры АРЕНС: Вера, Зоя и Анна




Вера АРЕНС публиковала стихи в художественно-литературных журналах -
"Солнце России", "Новый журнал для всех", "Неделя современного слова",
"Современник", "Аргус". Она воспевала красоту Царскосельских парков,
Неву, каналы Петербурга, неброскую красоту средней полосы России -
малую родину ее любимой мамы.


С юности Вера АРЕНС вела Дневник.


Если бы не любила таких простых вещей,
как цветы на окошке, солнечный луч на стене,
воробушек на заснеженных перилах балкона -
что бы мне осталось от реального мира.
..


Хорошо зимой - впереди лето,
Хорошо в молодости - впереди жизнь,
Хотя, может быть, за углом ждет смерть...



1911 год,
"Хочется закончить чего-нибудь страстно,
хочется увлечься чем-нибудь безгранично,
хочется, чтобы душа зажглась и горела.
Чем можно её зажечь? Я думаю, только искусством"



Изображение
Вера и Владимир ГАККЕЛИ

1912 г Вера вышла замуж за чиновника железнодорожного ведомства -
Владимира Андреевича ГАККЕЛЯ
, происходившего из баронского Курляндского рода.

С 1913 г Вера ГАККЕЛЬ-Аренс печатала свои стихотворения
в различных журналах и альманахах. В 1916-ом ее стихи
были напечатаны в журнале "Летопись", который редактировал М. Горький.
В письме к Вере Евгеньевне Алексей Максимович отметил её стихи.

Николай Степанович Гумилев, который тоже бывал в Адмиралтействе в 1906 г.,
подарил Вере свою книгу "Путь конквистадоров" со стихотворением
-
надписью на книге:
"Многоуважаемой Вере Евгеньевне Аренс.

Микеланджело, великий скульптор,
Чистые линии лба изваял;
Светлый ласкающий пламенный взор
Сам Рафаэль в минуты восторга писал.


Даже улыбку, что нету нежнее,
Перл между перлов и чудо чудес,
Создал веселый властитель
Кипреи Феб златокудрый,
возничий небес"
.

Годом позже он посвятил Вере стихотворение "Сады души"

В них девушка в венке великой жрицы,
Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.
......................................
И щеки - розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга...

В 1912 г Вера АРЕНС записала в Дневнике:
"Размышляя о том, что хотелось бы остаться жить в памяти людей после смерти,
и отчаявшись оставить большой исчерпывающий портрет (картину), хочу, чтобы
на могильном камне были вырезаны слова Н.Гумилева о моей красоте"

О памятных встречах:
"В 1918 году познакомилась с Сережей Есениым, который сказал мне,
что ему нравится мое стихотворение "Дорога", которое он знает наизусть..."

"с В. Маяковским я познакомилась в журнале "Летопись" в 16-17 гг в Ленинграде.
В первый же раз он пригласил меня пойти с ним погулять, но я была затенчивой
и боялась его озорства, хотя знала, что он очень талантилив, и отказалась под
каким-то предлогом..."

В письме к Болку в 1919 г Вера ГАККЕЛЬ-Аренс говорила,
что её поэтический дар скромен, но близок блоковскому таланту
"может быть, по характеру, по искренности, нелживости"...
Блок сразу же ответил ей:
"Да, вероятно, в нас с Вами есть сходное...
Будем ждать, чтобы судьба нас познакомила..."


Позже в Дневнике Веры Евгеньевны встречаются заметки
об их встречах в издательстве "Всемирная Литература", в "Клубе Поэтов",
на совместных выступлениях...
"Я только отдохнула от людей в своем заключении на берегу Обводного Канала,
а особенно от жадно добивающихся славы поэтов, прилепляющихся к колесницам
знаменитостей во что бы то ни стало. Я понимаю таких отшельников, как Блок...
"




Изображение
З.Серебрякова. Портрет Веры Гаккель-Аренс


1921 г Вторник 9-го августа.
"Вчера меня как громом поразило известие о том,
что в воскресенье утром в 11ч 7/VIII умер А Блок.
Я знала, что он тяжко болен, но что безнадежен не слышала.
Мне страшно грустно и глубоко жаль его и чувствую, что это
наша общая потеря и огромная, которой все глубоко потрясены.
Как человека его очень любили...
Горе современникам, не сберегшим такого поэта от преждевременной смерти"

Именно в 1921 г, вскоре после кончины Блока и гибели Гумилева,
ГАККЕЛЬ-Аренс написала стихи, которые заканчивались строками:

И мудрость будто в пустоте
Свой такт по нотам отбивает,
Поэт сегодня умирает,
Грохочут громы в выстоте.


Запись 29 мая 1945 г
"Вчера была у Ахматовой. Специально для того,
чтобы показать ей материалы о Н.Г.*

Встреча была интересной
(два хищника с двух сторон ручья, увидевших в воде
отражения потустороннего и ощетинившихся в меру).
По сузеству потом, а важнее, что будь Ахматова простой
испанской табачницей (девушкой с фабрики), она бы
ловко дралась и царапала сопрениц, хорощо бы носила
свою желтую шаль и нервно откусывала бы стебли роз
(или что там полагается) в ожидании своего котрабандиста
Ну, что же эта нервная сила, властность и сдерживаемая злость
пленяют не меньше, чем её ум, образование, культура и стихи.
Но в стихах она покорная, покинутая, печальная..."

В 1930-х гг изредка появлялись переводы ГАККЕЛЬ-Аренс
из Гейне, Дидро, Лессинга, Мопассана, Мольера,
но публикации были нерегулярны и денег на жизнь не хватало.
К тому же с юности она много и тяжело болела туберкулезом,
с возрастом здоровье ослабело..

Она жила воспоминаниями:

На царскосельские сады
Спускался тихо вечер мая,
На серебристые пруды
Слегка прохладу навевая

И на пологих ступен'ях
Средь юношей, взметнувших диски,
Сидела я, а на волнах
Плескались ветви ивы низко.

Напротив, там на берегу,
Минуя остров с павильоном,
Стоял (я облик берегу)
Высокий красный дом с балконом

4 февр 1922


Всю блокаду Вера Евгеньевна првела в осажденном Ленинграде
В 1942 г скончался её муж, сама она чудом выжила,

ей было отпущено ещё двадцать лет.
Стихи и переводы Аренс - Гаккель почти не печатали.

Ей пришлось продавать книги из личной библиотеки.
Многие издания хранили память о близких и друзьях.
Когда-то Ахматова подарила свой сборник "Четки" -
"Милой Вере Евгеньевне Аренс - в знак уважения и сердечной привязанности",

Том своих стихов из "Библиотеки Поэта" подписал автор -
" Вере Аренс - Александр Блок ". Эту книгу нашел на книжных развалах
Илья Эренбург, о чем и рассказал, спустя годы в мемуарах "Люди, годы, жизнь"...



Её переводы Генрха Гейне ценил Блок, ей посвящал стихи Николай Гумилев,
её портрет рисовала подурга юности - Зинаида Серебрякова...
Но до сих пор не издано ни одной книги её стихов, переводы с немцекого,
франузского, латышского, грузинского разбросаны россыпью или пылятся
в архивах...

Я всю жизнь построила на любви
О, какой это ненадежный фундамент!


Скончалась ГАККЕЛЬ-Аренс в 1962 г, её похоронили в Ленинграде
на кладбище "Памяти жертв 9го Января"

"Моя жизнь - поэма, не нашедшая издателя, -
заметила 16 декабря 1922 г в своем Дневнике Вера ГАККЕЛЬ-Аренс.
Слова оказались пророческими...

http://www.vekperevoda.com/1887/arens.htm

_____________________
По материалам публикаций
Г Гнесировская,
К Копмотов
Сайт К Финкельштейн
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Семья АРЕНС

Сообщение URS » 05 фев 2012, 19:23

Сын АДМИРАЛА

Лев АРЕНС
(15 августа 1890 - 23 июля 1967),
биолог, поэт, литератор


Изображение
Лев АРЕНС с друзьями Пуниным и Полетаевым
в Царскосельском парке, близ Адмиралтейства, 1912 год




"Лев Евгеньич АРЕНС – барон и царскосел..."
был единственным сыном в семье Генеарл-Лейтетната Флота,
прфессора Императорской Николаевской Морской академии Евгения Ивановича АРЕНСА.

В годы Первой мировой Лев Евгеньевич и сам приобщился к флотской службе.
Но по профессии он был биологом. "Натуралист широкого профиля", -
как он называл себя, с годами стал известным ученым, автором научных работ.

И все же его стихи, мемуары и письма составили памятную страницу
в литературной хронике ХХ века.


С Новозыбковским уездом семейство царскоселов АРЕНС было
связано кровно. Из села Людков происходила их мать -
жена Адмирала - Евдокия Семеновна ур КУЛЬПИЧ


Евдокия Семеновна скончалась в 1917 году вдали от родной Черниговщины
и упокоилась на Феодосийском кладбище
. Несколько стихотворений
из Крымского цикла Лев Евгеньевич АРЕНС посвятил отцу
и памяти своей Матери.


Е.И. Аренсу

Феодосия! Твой суровый камень
Послужит лучшим памятником,
Неувядаемым венком
На материнскую могилу.
Я, колченогий, запоздал
К твоим минутам смертным,
И только много лет спустя,
Уже у моего болезного одра,
Ты мне визит печальный отдала —
По смерти материнское благословенье.


И перед тем я посещал
Феодосийское кладбище.
Меж кипарисами летал,
Могил взметая пепелище.
Пернатый, словно мотылек,
Красноголовый королек.
Его бесшумное движенье,
И моря близкого прибой и шум,
И тихое дерев качанье —
Души твоей волненье —
Моих служило отголоском дум
О предстоящем единенье.



Биографическая проза АРЕНСА - зарисовки, посвященные
известным современникам, и ироничный взгляд на собственное
творчество - опубликовались в периодике, начиная с 1825 г.


Изображение
Лев Аренс (3й слева во 2м ряду - подпирает щеку рукой) -
среди воспитанников Царскосельской Николаевской Гимназии



...Я пробовал свои силы в литературе. Мною были написаны три новеллы,
которые были примерно такого рода: девушка говорит влюбленному
в нее юноше на берегу омута: «Вон там лилии. Достань их — полюблю».
Юноша утонул, и его тело плывет мимо девушки с букетом лилий в руках.
Я решил пойти с этими новеллами и стихами своими к Гумилеву.
Мы жили в парке, а Гумилев в центре Царского Села.

Гумилев пригласил меня в кабинет. В глаза бросились расписанные
маслом стены, рисунок изображал водяного, омут и лилии, почти как
в моей новелле. Гумилев прослушал мои стихи, прочитал новеллы,
и отозвался о них довольно-таки критически, сказал, что слог мне не удается,
слишком много прилагательных и т. д. Отзыв Гумилева охладил мой творческий
пыл, и я бросил писать почти до 30-ти лет, когда я вошел в группу,
примыкавшую к футуристам...


С тех пор я иногда встречал Гумилева в Царскосельском парке,
но эти встречи плохо запомнились. Гумилев же встречался
с моими сестрами Зоей и Верой, известной поэтессой Верой Аренс,
он даже посвятил ей стихотворение.


Началась война. Я ушел добровольцем во флот.
Сначала — матрос 2й статьи в казармах на Поцелуевом мосту.
Затем воевал на Черном море, получил Георгиевский крест
и звание гардемарина, щеголял в новых погонах, и все называли
меня адмиралом
"

Внуку Людковских дворян, сыну адмирала царского флота, Льву Аренсу
судьба уготовала череду непростых испытаний
- годы лагерной жизни...
Но и на поселении АРЕНС не переставал заниматься литературой,
именно там были написаны его литературно-критические работы,
которые он посылал своей сестре - поэтессе Вере ГАККЕЛЬ-Аренс:

8/II 1937 г.
Милый друг Верочка! Посылаю тебе заметку о лирике.
Перепечатанная на машинке, она красуется в рамках
нашей барачной стенгазеты
, рядом с заметкой "Олейна на Кумсе"
Твой брат Лев Аренс.

Лев Евгеньевич был освобождён из Беломорско-Балтийского лагеря НКВД
«по окончании срока с зачётом 252 рабочих дней» 15 июня 1939 года.

Летом 1940 г Лев Аренс поселился в родных краях своей матери -
сначала он приехал в Новозыбков, а затем вместе с женой Саррой Иосифовной
в поисках работы перебрался в Глухов
...


Изображение
Друзья юности Пунин и Аренс, Царское Село

Л.Е.АРЕНС - Н.Н.ПУНИНУ
14 сентября 1940 г. Глухов


Милый друг, Николка! Сигнал мой SOS тобой был услышан.
Твое письмо, письмо чудесное, восстановило мою душевную бодрость.
Граждане, когда входите в трамвай, берегите кошельки.
Когда вступаешь в жизнь, надо, действительно, подумать, как бы не потерять душу.
Ты глубоко прав. Сохранив более или менее живой душу, я потерял кошелек
.
Я раньше верил, что могу разбогатеть (вернее, быть обеспеченным), теперь я потерял надежду.
Мне представляется, что я нахожусь в таком заколдованном кругу (финансовом),
выхода из которого нет. Я в зрелых годах не думал о самоубийстве,
но бывают такие убийственные минуты, что мозг сжимается, а сердце готово разорваться.
И это при том, что я себя причисляю к счастливейшим людям.
При чтении твоего письма слезы набегали в глаза, а душа точно воспринимала мессу.
Твое письмо было поистине утешением, которого так искала моя душа...
Письмо твое было не только письмо друга, но в то же время письмо старшего брата.
Внутреннее признание тебя старшим было для меня благодеянием.
Страшно жить без старших. Вблизи же меня нет их.
Спасибо А.А. за то, что не забывает нас.
Иногда с удовольствием читаем ее стихи.
Как ее чадо?
Твой друг Лев.

Во время войны Аренсы потеряли двух своих сыновей.
И на склоне лет супружеская чета - Лев и Сарра Аренс стали
спутниками Анны Ахматовой в писательском поселке Комарово.


Из воспоминаний А.Наймана:
«Хозяйство в комаровском домике вела Сарра Иосифовна Аренc,
почти семидесятилетняя старушка,
маленькая, с утра до вечера в переднике,
всегда с улыбкой на морщинистом личике с всегда печальными глазами...
... она боялась — и безгранично любила и почитала — своего мужа, Льва Евгеньевича,
брата первой жены Пунина. Он тоже был маленького роста, с выразительным живым лицом чудака,
с живыми веселыми глазами и длинной белой бородой, которая развевалась по ветру,
когда он ехал на велосипеде, а ездил он на велосипеде главным образом купаться на Щучье озеро.
Ботаник и, кажется, с ученой степенью, он знал названия и свойства множества растений.
Человек был верующий, православный, часто уезжал на электричке в шуваловскую церковь.
В свое время был репрессирован и на слова следователя:
„Как же вы, просвещенный человек, и в Бога веруете?“
— ответил: „Потому и просвещенный, что верую“.
Он сочинял стихи, исключительно для души, и когда на дне его рождения,
праздновавшемся на веранде в присутствии Ахматовой и Раневской и еще десятка гостей,
в основном молодых, друг его сына, выпив, сказал в умилении:
„Дядя Лева, прочтите ваши стихи“,
— рявкнул, не давая ему договорить: „Молчать! Думай, перед кем сидишь!“»





В марте 1966 года Льву Евгеньевичу пришлось
провожать в последний путь Анну Андреевну Ахматову
.


Этот трагический день в судьбе Аренса -
увековечил в своих стихах поэт Евгений РЕЙН

Изображение
Рейн и Бродский на похоронах Анны Ахматовой


Лев Евгеньич Аренс – барон и царскосел
. . . . . . . . . . .

Семидесятипятилетний Аренс читает
собственное сочинение
на смерть Ахматовой.
Малюсенький, лохматый, совсем седой –
командовал эсминцем в пятнадцатом году
на Черном море. Георгиевский кавалер,
друг Гумилева, ныне орнитолог,
лет восемнадцать разных лагерей,
в Кавказском заповеднике работа
и десятирублевые заметки о птицах
для пионерской прессы, он немного
Ахматову переживет.


1974.

___________________
Арсен Мирзаев, СПб
Мир светел любовью. Дневники. Письма. М. 2000.
Сайт К Финкельштейн
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Константин КЕДРОВ о НОВОЗЫБКОВЕ

Сообщение URS » 06 фев 2012, 11:36

Изображение


Константин Александрович КЕДРОВ
(* 1942, Рыбинск Ярославской обл.)
Поэт, драматург, литератор

В 1947-48 гг жил в Новозыбкове,
где его родители Александр и Надежда Бердичевские
(ур Юматова, во 2м браке Кедрова) - служили в городском театре.


На сцене Новозыбковского театра юный Костя дебютировал
в пьесе Шварца "Золушка" (роль Гнома в постановке А.Л.Бердичевского)








Н.В. Кедровой
А.Л. Бердичевскому


. . . . . . . . . . . .
О сцена ты как колода карт
где за спиной тасуются виды
чередуя поп-арт оп-арт
пейзажи висят на дыбе

Вот вверх уплывает старинный Новозыбков
обнажая Чернобыль
где жил я в детстве
за Новозыбковом рябь и зыбь
сплошное пещное действо


Излучаясь к другим мирам
гамма-гаммой вдаль излучен
единоверческий старый храм
где после спектакля ночью я был крещен

В каждой тени актера таится
гамма излучений всего актера
теперь я знаю – театр был храмом
а храм – реактором

Так узор и волн и частиц
плетет незримое кружево
квантовое барокко лептонных птиц
от Новозыбкова до Чернобыля

Я не знаю какова роль
человека в этом театре
где мама королева а папа король
до сих пор в невидимом гамма-спектре

Где занавес как рубашка колоды
опускается падает ниц
где болью залитый как коллодием
я застыл в кутерьме ресниц

От каждой ресницы у другой реснице
тянется невидимый луч
луч вибрирует как границы
когда происходит путч
1991



ТЕАТРАЛЬНАЯ

Театральная поэма –
это блеск и суета
это чувствовать на тему
это жизнь читать с листа
это плаха
нет
помост
сцена
где сгоришь дотла
это души как гумос
тающие от тепла

Отец любил гумос
наращивать на нос
любил когда парик
преображает лик

Балкон свиданье,
шпага плащ
любовь прощанье
смех и плач

Тех давних сцен я знаю цену
и вызываю всех на сцену

А комик Лева промолвил так
Товарищи
театр наш попал впросак
и предстоит решать пока
как нам выйти из этого просака
.

Слушайте смотрите сказку
о чистом сердце
о торжестве правды
о прекрасной Золушке

– Ну как – спросил отец мой
ноготь грызя –
можно это вставить
или нельзя?

Премьера
Я загримирован
я – гном седая борода
я первой ролью зачарован
и зачарован навсегда
Всю жизнь я только гномом буду
добром и злом повелевать
мне суждено
но только всюду
придется бороду сбривать
Срывали бороду – я плакал
потом приклеивал опять
и часто кровь с засохшим лаком
мне приходилось отдирать

Премьера.
Я загримирован
я на веревках ввысь парю
я в рампе заживо горю
я с башмачками вниз спускаюсь
и Золушкиного лица
слезой нечаянно касаюсь
Вот башмачки из хрусталя
возьми их Золушка скорее
хрустальные возьми земля
а кожаных я не имею.


. . . . . . . . .

На дворе трава на траве дрова
дух древесный кружится голова
Стрекоза трепещет в моей руке
пароход гудит я бегу к реке
Я с отцом занимаюсь культурой речи
а коза понимает по-человечьи
– Кар-р-р! – кричат вороны, черные птицы
Продолжаются первые репетиции
А отец упрямо твердит с утра
– На дворе трава, на траве дрова…
Стрекоза в руке моей чуть жива



Изображение

Мама папа я в 1988г.
Константин Кедров


Моя семья:
отец -режиссер ученик Мейерхольда Александр Лазаревич Бердичевский.

Он пришел в гости из Дома Ветеранов Сцены
к моей маме Надежде Владимировне Кедровой
актрисе и его бывшей супруги на ул Вахтангова 3







В Новозыбкове мы жили в помещении театра.
Театр закрыли в 49-ом.

Семья моей мамы и папы распалась в 1949 г.в Новозыбкове,
сразу после расформирования театра.



Отрывок из биографической прозы К КЕДРОВА


. . . . . . . . . . . . . .
Словом, в 1948-ом театр расформировали.
Костика отвезли к Муленьке и Санечке в Углич,
а Надюшка без памяти влюбилась в… водопроводчика Алексея Кедрова .
Ну, не водопроводчика, а главного инженера коммунального хозяйства города Новозыбкова .
Кедров ходил почему-то в военном френче, хотя на фронте никогда не был.
Правда, на ноге были два кругленьких шрама от шальной пули.
Пил он запоем, как Витковский, но Надюшка даже забыла, что такое алкоголизм.
Ей казалось, что она прикажет, и Алеша тотчас бросит пить.
Но Алеша и не думал бросать. Надюшка выбегала босиком на снег и куда-то мчалась.
Алеша хватался за двустволку с криком:
“Где моя Надюшка, я без нее жить не буду! Сейчас застрелюсь!”
А единственным зрителем этого домашнего театра был восьмилетний Костик,
который к тому же недоумевал, почему надо называть папой этого странного человека.

Нодя очнулась от этого кошмара лишь через 30 лет, вернее, так и не очнулась.
Когда Алеша умер, он стал казаться ей мудрым и добрым.
Она забыла и свои, и его измены, забыла все сцены и все скандалы и даже разлюбили театр.
Теперь она жила на Арбате вблизи от того самого поленовского дворика
и горячо молилась за упокой Алеши в той самой церкви, где венчалась ее мама.

Костик стал бородатым преподавателем Литинститута и опальным поэтом...

_____________________

http://www.diary.ru/~doosk
Дневник 1ben_konst
Константин КЕДРОВ
http://www.proza.ru/2008/02/10/347


C уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Гр РОШАЛЬ, Биографическая проза

Сообщение URS » 07 фев 2012, 16:56

Изображение
Фото архива РИА "Новости"





БОЛЬШОЙ «ЧЕЛОВЕК ИЗ МЕСТЕЧКА»


Григорий Рошаль родился в Новозыбкове.



Семилетним мальчиком пережил погром,
Но семья уцелела...

Отец был одаренным и предприимчивым человеком
— профессионально занимался музыкой, получил медицинское образование,
затем бросил стоматологическую стезю и переключился на адвокатуру,
которую успешно сменил на занятие коммерцией
.

Мать и бабушка вели хозяйство.
Дед был знатоком Талмуда
.
В семье жила православная няня, преданная хозяевам
и приучавшая детей к соблюдению еврейских традиций.

Впитанные впечатления отразились на экране в лентах
«Человек из местечка» с Вениамином Зускиным (1930, ВУФКУ, Одесса)
и «Его превосходительство» (второе название «Гирш Леккерт», Белгоскино, 1927).


Литературное творчество Григория Львовича -
пьесы по мотивам басен И.А.Крылова и "Недоросль" Д.И.Фонвизина
киносценарии (в соавторстве) - «Новый гулливер», «Букет фиалок», «Алеко» и др.
статьи по вопросам киноискусства и кинолюбительства ("Диалог с кинорежиссёром", М., 1968).
и биграфическая проза - книга "Кинолента жизни" (Москва "Искусство", 1974)
где впечатления автора о первых встречах с кинематографом связаны
с воспоминаниями о жизни НОВОЗЫБКОВА - начала 20-го век
а:

«Я еще маленький, совсем маленький.
Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке…
Зима. Маленький городок Новозыбков.
Прогруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах.
В городе нет еще электричества. А на воздвигнутой над воротами сада
«вольно-пожарного общества» деревянной дугой сияют синие, зеленые, красные
электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух.
Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов.
И по дуге пробегает надпись: «Братья Патэ. Иллюзион»…
Получив разрешение у моей бабушки, старик-учитель пошел со мной в «иллюзион».
Но и холод, и непрекращающееся постукивание движка не могли ослабить
волшебного впечатления от происходившего на экране.
Шла картина » Али-Баба и сорок разбойников»


«...Город Новозыбков. Воскресный день.
В небольшом кинематографе на базаре народу набилось сверх всякой меры.
Пар идет от полушубков. Из таинственной будки позади зрителей лучи доходили
до экрана потускневшими, и зачастую необычно странным выглядело изображение,
пробившееся как бы сквозь цепочку облаков»
.


В кино Григорий Рошаль пришел в 1925 г
с театральным опытом режиссера массовых зрелищ
на необъятных просторах «Рассеи»;
опытом руководителя Педагогического театра в Москве;
опытом, приобретенным в ГВЫРМе — Высших режиссерских мастерских,
которыми руководил Всеволод Мейерхольд.


Кинематографический век свой — свыше сорока лет — Григорий Рошаль
прожил при правителях новых, в эпоху, требовавшую от художника немалой
изобретательности
, чтобы сохранить жизнь, не потеряв при этом ни индивидуальности,
ни возможности творить, удовлетворяя потребность, приближающую человека
к Образу и Подобию. Он выполнял «госзаказы», создавая талантливые фильмы
и умудряясь в «партикулярных» лентах рассыпать множество «искр», порождающих
совершенно неожиданные размышления, не предусмотренные «заказчиками»...





Изображение
Из коллекции Александра Карпова


С НОВОЗЫБКОВОМ связаны годы детства и учебы
Григория Лейзеровча РОШАЛЯ (Рашаля)
С 1909 по 1913 он обучался в 3х-классном Городском Новозыбковском училище
.
Его брат и сестра, которых Григорий Львович (Лейзерович) также приобщил к кинематографу -
также выходцы из Новозыбкова.

______________________________________________________
По материалам -
Май 2008 5768 Нисан
«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - http://www.jewukr.org
КЕЭ, том 7,
Сайт Новозыбков - http://www.novozybkov.ru/news/volny2/
Библиография сайта гор библиотеки Новозыбкова:
Их именами славен наш край // Новозыбков: Историко-краеведческий очерк. – Брянск, 2001.
Вольный, А. Г. Новозыбков и новозыбковцы / А. Г. Вольный. – Брянск, 1992.
Вольный, А.Г. Новозыбков: Историко-краеведческий очерк / А.Г. Вольный. – Тула, 1989.-
Розен, С. Григорий Рошаль / С. Розен. – М., 1965.
Соколов, Я.Д. Брянск – город древний: историко-краеведческие очерки / Я.Д. Соколов. – Брянск, 2006.
Кинорежиссер Григорий Рошаль вспоминает свое новозыбковское детство // Брянская газета. – 1999. – Окт. (№42).
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В тиши Старинных БИБЛИОТЕК..."

Сообщение Антонина » 08 фев 2012, 19:31

Уже говорила где-то, но спрошу еще раз.
В каком-то интервью, не помню когда и где,
писатель Владимир Войнович говорил, что семья его отца жила в Новозыбкове.
Дед был служащим на железнодорожной станции.
Фамилию тогда носил Воинов.
Ничего об этом не знаете?
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Алексей КЕДРОВ из Новозыбкова

Сообщение Антонина » 08 фев 2012, 19:37

По поводу Алексея Кедрова.

Даже интересно, что за водопроводчик,
который вызвал к себе такую сумасшедшую любовь.
В Новозыбкове его должны бы помнить:
и пост какой-никакой занимал, и человек, судя по всему, был заметный,
и прожил, судя по тексту, до семидесятых.
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Адъютант Его Превосходительства

Сообщение URS » 08 фев 2012, 20:35

БОЛГАРИН Игорь Яковлевич
(* 1929, Донузлав, Крым -),
сов. сценарист. Засл. деят. иск-в УССР (1978).
В 1954 окончил ВГИК (1954, мастерская Е.Габриловича и И.Вайсфельда
)

Лит. деятельность с 1946.
В худож. кино дебютировал сц. ф. «На графских развалинах»
(по А. П. Гайдару, 1958, с В. Н. Скуйбиным).
Автор сц. ф.: «Испытательный срок» (по П. Ф. Нилину, 1960),
«Приваловские миллионы» (по Д. Н. Мамину-Сибиряку, 1973, с В. И. Смирновым),
«Адъютант его превосходительства» (1970, т/ф, с Г. Северским,
в прокате 1972, Гос. пр. РСФСР, 1971),

науч.-популяр. (в т. ч. «Секрет Н. С. Е.», Ломоносовская пр.),
док. и мульт. фильмов.




Изображение

В сценарии к многосерийному фильму "Адъютант Его Превосходительства",
город НОВОЗЫБКОВ становится местом действия сцены разоблачения
белогвардейского агента, дейстовавшего в штабе 12-й армии РККА
В основу сюжета положены действительные события биографии
разведчика, офицера Красной армии - Макарова
( персонаж Кольцов унаследовал подлинное имя своего прототипа)
.

В книге, написанной по мотивам экранизированной истории, -
Болгарином и Северским -
Новозыбков времен гражданской войны
упоминается часто,
хотя известная мера условности в описании города,
как и в самом фильме, по-прежнему сохраняется...

Изображение
2й справа - адъютант Май-Маевского, штабс-капитан Павел Макаров

__________
Из Книги:

... И к утру, усталый, но радостный, уже был в Новозыбкове,
в штабе 12-й армии
.

ГЛАВА 29
Сек мелкий и беспорядочный дождь. Он растушевал дали, дома в конце площади и церкви
с бесконечными маковками выглядели словно декорации, только намеченные углем на сером
театральном заднике, но еще не прорисованные художником. Только так, как бывает лишь
в жизни, тяжелой матовостью блестели булыжники мостовой.
Маленький, никому до последнего времени неизвестный, город Новозыбков, волею случая
оказавшийся в центре военных событий, жил нервно и неспокойно. С неумолчным грохотом
сапог ботинок двигались по Соборной площади красноармейские части, перебрасываемые
с одного фронта на другой. Медленно брели понурые конные упряжки с пушками, снарядными
ящиками, обозными повозками, санитарными фурами. Крупы лошадей, имущество на повозках,
брезент фур и амуниция людей - все было мокро, все блестело, как лакированное.

В самом конце площади, почти у самых домов, колонна становилась призрачной,
размытой. И постепенно совсем исчезла в пелене дождя.


С постоянным, ни на миг не ослабеваемым напряжением следил штаб 12-й армии
за трудным героическим продвижением Южной группы войск, которая к этому времени
уже оставила позади четыреста почти непреодолимых верст и приближалась к Житомиру,
оборванная, голодная, без патронов, но все равно неодолимая. Радиосвязь с Южной группой
поддерживалась теперь круглосуточно. Нервно и дробно стучали телеграфные аппараты,
доносившие сюда, в штаб, самые свежие новости...

Дверь в аппаратную резко распахнулась, и в нее стремительно вошел Фролов.
Был он снова, как и до поездки в Харьков, в вылинявшей военной форме. Еще утром
он отдал шифровальщикам письмо Щукина и попросил расшифровать.
- Ну как дела? Расшифровали?
Молоденький красноармеец склонился к своему столу и, стараясь выглядеть строгим
и значительным, протянул несколько листов бумаги. Фролов жадно пробежал их глазами
и словно споткнулся о невидимую преграду.
Прямо из аппаратной он поспешил к Лацису, положил перед ним расшифрованный текст
письма и огорченно сказал:
- Вот теперь я уж точно нич-чего не понимаю. Из письма явственно следует,
что Николай Николаевич жив и, по всей вероятности, продолжает работать у нас в штабе.

Лацис скользнул взглядом по письму.
"Николаю Николаевичу. Укажите наиболее приемлемый участок фронта для прорыва
конницей генерала Мамонтова. Все это срочно! Николай Григорьевич".

Какое-то время Лацис и Фролов молча и недвижно смотрели друг на друга.
Затем Лацис резко, не скрывая самоиронии, сказал:

- Чего ж тут непонятного! Ну? Чего? Резников никакой не предатель! -
и с горькой усмешкой добавил: - Нас попросту провели, как мальчишек...
Интересно!..

Кабинет Лациса здесь, в Новозыбкове, был крошечный и малоудобный, словно
он находился в каком-то вагоне, и нужно было с этим мириться. Рядом со столом
стояла узкая солдатская кровать, покрытая грубым одеялом. Возле стен стояло
несколько стульев и железный походный ящик, заменявший сейф. На вешалке,
около двери, висела куртка, а поверх нее на ремнях - деревянная кобура маузера.

- Интересно... - Лацис прошел к карте, висящей на стене.

Задумчивым взглядом стал блуждать по темной извилистой черте,
обозначавшей линию фронта...
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Войнович, отец писателя

Сообщение URS » 09 фев 2012, 10:57

Антонина пишет:
писатель Владимир Войнович говорил, что семья его отца жила в Новозыбкове.
Дед был служащим на железнодорожной станции.
Фамилию тогда носил Воинов.
Ничего об этом не знаете?


Вы совершенно правы -
писатель Войнович довольно часто пишет о своем происхождении,
упоминает и о своих близких, о Новозыбкове...




ВОЙНОВИЧ Николай Павлович
(15.05.1905 - 26.05.1987)

Родился в г. Новозыбков Черниговской губернии.
Учился в Новозыбковском реальном училище, окончил 3 класса.
Член ВКП(б)

С 14 лет - разнорабочий, электрик.
боец продотряда

1927-29 - служил в РККА.
Затем - журналист и сотрудник редакций
.
ответ секретарь республиканской газеты "Коммунист Таджикистана" (1931),
одновр, редактор газеты "Рабочий Ходжента" (впосл "Ленинабадская правда").
1936, снят с всех должностей, обвинен в преступлениях
предусмотренных статьей 58-10 УК РСФСР
(антисоветская агитация и пропаганда),
или, что то же самое, статьей 61 УК Таджикской ССР.

Уехал искать правды в Москву и там, в Орликовом переулке,
на квартире своего приятеля (который на него и донес) был арестован.
Шел по "делу номер 112 по обвинению
Глуховского, Хавкина, Салата и Войновича
в контрреволюционной деятельности".

Войнович обвинен "в развале работы в редакции
и в отказе публиковать статьи против врагов народа...
имел контрреволюционное троцкистское высказывание
о невозможности построения коммунизма в одной отдельно взятой стране".

Был этапировн из Москвы в Сталинабад,
где 1,5 года шло следствие.

Владимир Войнович -
Суть дела - "июньским вечером 1936 года в "ленинской" комнате
воинской части сидели трое, пили чай, как водится, мечтали о светлом будущем.
И один из них, начальник штаба лагерных сборов Когтин
( в протоколе допроса указано: грамотный, образование "нисшее"),
выразил мнение, что коммунизм в одной отдельно взятой стране построить нельзя.
Мой отец (грамотный, образование 3 класса реального училища)
с Когтиным согласился. Третий участник разговора, инструктор политотдела Заднев
(образование высшее), своего мнения не имел, но потом решил, что высказывания
первых двух носят враждебный нашему строю характер, о чем счел необходимым,
как он сам показал, сообщить "в соответствующие органы".

Заднева работники КГБ просили меня не упоминать, руководствуясь гуманными
соображениями. Чтобы возможные потомки доносчика моими записками не были
бы ненароком травмированы. Я подобной заботы о ранимых потомках не разделяю.
Я не мстителен, у меня нет желания сводить счеты с Задневым, который вряд ли еще
живет, и нет нужды огорчать его родственников, но фамилии называть надо.
В назидание теперешним и будущим сволочам, которые должны понимать,
что они ответственны перед собой, перед своей фамилией и перед потомками,
которым по том, может быть, придется либо гордиться, либо стыдиться своих корней.

... но отец был уволен с работы, арестован и причислен к группе таких же активных
контрреволюционеров и троцкистов, как сам. Всей группе из четырех человек
и каждому ее участнику по отдельности были предъявлены обвинения в активной
антисоветской деятельности. Но особым личным преступлением отца было признано
его "контрреволюционное троцкистское" высказывание насчет невозможности
построения коммунизма в одной отдельно взятой стране.

Я спрашивал отца, пытали ли его, он говорил - нет, если не считать того,
что допросы были намеренно изнуряющие - по ночам, с наведением
на подследственного слепящего света.

В июне 1937 следствие было закончено и передано в суд.
Трое подсудимых признали свою вину, Войнович не признал:
"Виновным себя ни в чем не признаю". Всех четверых готовили к ВМН,
но Специальная коллегия Верховного суда Таджикистана в январе 1938 года
заменила расстрел: Глуховскому, Хавкину и Салату на десять лет лагерей,
Войновичу - 5 лет ИТЛ.

Женат. Сын - Владимир Войнович, писатель.

http://www.voinovich.ru/home_reader.jsp ... ign68.jsp*
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Войнович, проза: Бабушка из НОВОЗЫБКОВА

Сообщение URS » 09 фев 2012, 14:26

Отрывок из биографической книги В.Войновича,
о том, как его семья жила в годы Великой Отечественной войны:


...Прибежала соседка:
— Наши тикают!

Мы с Витей побежали на улицу. Люди на тротуарах мрачно, но без укора провожали глазами
длинную колонну военных грузовиков. Все машины без номеров, фары закрыты жестяными
щитками, для света оставлены только узкие щелочки.

Красноармейцы ехали, как заключенные: сидя в несколько рядов и лицом назад.
Лица тоже невеселые и смотрят в сторону. Кажется, им стыдно, что они отступают.
Некоторые с забинтованными головами. Во многих ветровых стеклах пробоины от пуль.

— Видишь, — сказал мне Витя, — большинство дырок с левой стороны.
Понимаешь, что это значит?

Я понимал. Дырка с левой стороны означала,
что недавно этой машиной управлял другой человек.

Вернувшись, мы застали в доме переполох.
Дядя Костя в углу комнаты уминал коленями и пытался
стянуть веревкой узел из серого одеяла. Сева, стоя на табуретке,
снимал с полки какието книги, бегло просматривал или совсем
не просматривал и кидал на пол.

— Где вы шляетесь? — накинулась на нас тетя Аня.
— Разве можно уходить надолго в такое ужасное время? Давайте собирайтесь!
— Куда? — спросил Витя.
— Ты разве не понимаешь куда? Ах, вы проклятые! — сказала она в сердцах, видимо,
обращаясь все к тем же неведомым мне мерзавцам. — Вы же нам обещали:
чужой земли ни пяди, но и своей вершка не отдадим. Обещали бить врага только на его территории.
Вот она и будет его территория. — Успокоившись, сказала Вите:
— Уезжаем мы, сынок. Бежим вдогонку за несокрушимой и победоносной нашей армией.
Хотя едва ли догоним.

И напрасно бежим, — сказала бабушка. — Немцы очень культурная нация.
У нас в Новозыбкове в восемнадцатом году на постое стоял немецкий офицер Герд Шиллер,
он был очень тихий и воспитанный человек
.

А теперь, говорят, — сказал дядя Костя, — немцы зверствуют.
В деревнях жителей загоняют в хаты и сжигают живьем.
Всех евреев убивают. Всех, всех, включая детей.


— Неужели ты веришь этим глупостям? — спросила тетя Аня.

— Ну почему же глупостям, Нюся? В газетах пишут.

— О, боже! — воздела руки тетя Аня. — Святая простота!
Как будто ты сам не знаешь, что пишут в газетах эти мерзавцы.
Как будто ты сам не работаешь в такой же газете.

— Нюся, прошу тебя — потише, — сказал испуганно дядя Костя. —
Ты же знаешь, что у наших стен есть уши.

Я подумал, что дядя Костя говорит какуюто чепуху.
Я никогда еще не видел никаких стен с ушами.

— А куда мы едем? — спросил я у тети Ани.

— В эвакуацию.

Я не знал, что такое эвакуация, и решил, что это такой город Эвакуация.

Ну, что ж, мне было не привыкать путешествовать.
Я уже ехал из Сталинабада в Ленинабад, из Ленинабада в Запорожье,
а теперь вот из Запорожья в Эвакуацию.

Это была наша последняя ночь в Запорожье.
И последняя бомбежка. /.../

Мы вернулись домой при первых знаках рассвета.

Я чувствовал себя счастливым оттого, что провел эту тревогу вместе со взрослыми,
и у меня было такое ощущение, будто сам побывал на войне, которая мне
в этот раз понравилась. Я лег, и мне снились прожектора, трассирующие снаряды
и белые стены с большими человеческими розовыми ушами.
Эти уши принадлежали стенам, и в то же время это были мои уши. Я ими слышал.
Слышал странный вполголоса разговор, происходивший где-то в коридоре
между тетей Аней и дядей Костей.

— Нюся, — говорил дядя Костя, — в конце концов, если ты не хочешь,
мы можем никуда не ехать. Может быть, ты права, немцы культурные люди,
они нам ничего не сделают. Зачем мы им нужны? Мы же не коммунисты.

— А Вова? — спросила тетя Аня.

Я даже во сне удивился и затаил дыхание. Что Вова? Может быть, я коммунист,
но сам об этом не знаю? Бабушка говорила, что собак в партию не принимают,
а детей, может быть, принимают. Может быть, и меня приняли, а я даже не знал.

— Ну что Вова, — сказал дядя Костя, словно повторив мой вопрос.

— Вова твой племянник, а ты русская.

— Я русская, а Роза еврейка, и если они это узнают…

— Но, Нюся, ты же сама говоришь, что газетам нашим верить нельзя...


______________________________
Владимир Войнович «Автопортрет: Роман моей жизни» Владимир Войнович
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re:Войнович, Проза: Бабушка из НОВОЗЫБКОВА

Сообщение URS » 09 фев 2012, 14:36

В.Войнович, биографическая проза -
Бабушка писателя - Евгения Петровна, жительница НОВОЗЫБКОВА


«Слава Богу, не успел»

В декабре 1941 года моей бабушке Евгении Петровне
исполнилось 58 лет
, но мне она казалась глубокой старухой.

Она была мала ростом, очень худа (весила вряд ли больше сорока килограммов),
вынослива и как будто самой природой приспособлена к выживанию в крайних условиях.


Все съестное она экономила до крайности, крошки со стола собирала по одной,
картошку чистила так, что кожура текла с ее ножа лентой сплошной и тонкой,
как папиросная бумага. Она целый день хлопотала по хозяйству и все умела:
ставить опару, печь хлеб, варить щи из крапивы, суп из лебеды и заваривать чай шалфеем.
А длинными вечерами при свете коптилки читала Евангелие, шила, вышивала,
гадала на картах, занималась спиритизмом, играла на гитаре, которую привезла с собой
в числе самых необходимых вещей.

Вечерами, задумчиво перебирая струны, тонким, но чистым голосом она пела песни
своей молодости. Из этих песен я запомнил только первую строчку
одной гимназической («Мне надоела ужасно гимназия»)

и «Степь да степь кругом» на другой мотив и с другим началом.
Начало было такое:
«Мы все веселимся, а ты нелюдим, сидишь, как невольник в затворе.
Мы чаркой и трубкой тебя наградим, а ты расскажи твое горе…
»
Затем уж шли слова «Когда я на почте служил ямщиком».
А конец песни замыкал начальный посыл:
«Ах, дайте, ах, дайте скорее вина, рассказывать больше нет мочи».


О жизни до революции Евгения Петровна вспоминала примерно с такой же ностальгией,
с какой бабушки моего поколения вздыхают по временам брежневского застоя.

По ее рассказам выходило, что жизнь была вполне сносная не только у капиталистов
или помещиков. Бабушка до замужества работала народной учительницей и на жалованье
в 30 рублей жила сама и держала прислугу. Все было дешево, булка ситного хлеба стоила
четверть копейки, а ситец восемь копеек аршин.
И когда она вышла замуж, родила троих детей и не работала, семья нужды не знала,
хотя дедушка был простой железнодорожный служащий.


Про царей я раньше слышал, что они все были ужасные, а по бабушкиным словам выходило,
что далеко не все. Среди них были Александр Второй Освободитель и Петр Первый Великий,
который побрил бояр. Видимо, бабушка бородатых людей не любила, поэтому с большим
удовольствием рассказывала историю про какого-то знатного боярина, за которым Петр
лично гонялся с ножницами. Из всех царей Петр, по мнению бабушки, был самый лучший...


_________________
Жизнь и Необычайные приключения Владимира Войновича
"Новые Известия"
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Писатель В.Войнович об Отце

Сообщение URS » 09 фев 2012, 14:45

Писатель В.Войнович о своих Новозыбковских корнях.



Мой дед... жил очень далеко от моря —
в городе Новозыбкове Черниговской губернии (сейчас это Брянская область).
Там 15 мая 1905 года и родился мой отец Николай Павлович Войнович
.

Провоевав шесть месяцев (1941 год), он был тяжело ранен,
около года провалялся в госпитале и вышел из него инвалидом.
Когда мы встретились, мне было около десяти лет и я задал отцу тот вопрос,
который задавали всем вернувшимся с фронта.
Я спросил: «Папа, сколько ты убил немцев?»
Я слышал, как на этот вопрос отвечали другие.
Рассказывали (наверное, привирая) о толпах скошенных пулеметной очередью
или забросанных связками гранат
(эти рассказы, чем дальше от войны, тем красочнее бывали).
Но мой отец ответил не так. Он посмотрел на меня очень сердито и сказал:
«Запомни, я не убил ни одного человека и очень этим доволен».

Я был шокирован.

Отвращение к любому убийству и любому насилию жило в нем всегда
и с возрастом развивалось. Со временем он стал очень строгим вегетарианцем,
считая, что любое животное имеет такое же право на жизнь, как и мы.
Поэтому он не ел никакой пищи животного происхождения:
ни мяса, ни рыбы, ни яиц, ни молока, ни сливочного масла.
Само собой разумеется, не носил ничего ни кожаного, ни мехового.
Больше того, он был крайним аскетом: не ел фруктов и овощей.
Пищей его были только хлеб, картошка и каша.
Он и меня к такому же рациону пытался приобщить, повторяя:
«Хлеб да вода — молодецкая еда».


Он считал, что спать надо на жестком (желательно на практически голых досках),
умываться только холодной водой и вообще лишать себя всех возможных удовольствий.
Второй любимой его поговоркой была:
«Держи живот в голоде, голову в холоде, ноги в тепле.
Избегай докторов — и будешь здоров»
.

________________
публикация журнала "Огонек"
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Федор МЕЛЬНИКОВ, Писатель-СТАРООБРЯДЕЦ

Сообщение Антонина » 09 фев 2012, 14:54

В Новозыбкове родился, жил до 18 лет и оттачивал свое искусство
известнейший деятель старообрядчества начала 20 века
- писатель, издатель, как говорили раньше, начетчик Федор Ефимович Мельников
.

С конца 1890-х годов годов отдельными томами выходят его исторические и религиозные труды.
Кажется он был сыном местного старообрядческого священника.
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Re:Федор МЕЛЬНИКОВ, религиозный писатель

Сообщение URS » 09 фев 2012, 17:45

Антонина пишет:
В Новозыбкове родился, жил до 18 лет и оттачивал свое искусство
известнейший деятель старообрядчества начала 20 века
- писатель, издатель, как говорили раньше, начетчик Федор Ефимович Мельников
.


Спасибо, за продолжение темы, уважаемая Коллега,
действительно, имя религиозного деятеля и писателя
Ф.Мельникова часто упоминается в И-нете.
Возможно, кто-то из Новозыбковцев или
историков Старообрядчества дополнит
биграфическую канву интересными фактами
...


Изображение


МЕЛЬНИКОВ Фёдор Евфимьевич
(1874, Новозыбков Черниговск губ - 26 мая 1960, Румыния),
Скончался близ с Мануиловки Сучавского у ,
+ кладбище Мануйловского монастыря


Старообрядец Белокриницкого согласия, начётчик;
духовный писатель-апологет.

Родился в семье старообрядческого священника Евфимия Мельникова,
участвовавшего в присоединении «беглопоповских» общин
к старообрядческой церкви белокриницкой иерархии.
Старший брат — Василий Евфимьевич
— известный старообрядческий начётник.

Старообрядческий деятель

Получил первоначальное образование в семье,
в юности начал изучение святоотеческой и богословской литературы.
Затем учился у священноинока Арсения (Швецова)
,
будущего старообрядческого епископа Уральского.

В в молодости годы стал начётчиком, участвовал в диспутах с миссионерами,
проходивших сначала в Новозыбкове и соседних приходах
,
а затем и на Кавказе, в Бессарабии, на Алтае, в Москве.
Вместе с ним в диспутах участвовали его брат
и Иван Усов, будущий митрополит Иннокентий.

Публиковал статьи в многочисленных старообрядческих периодических изданиях,
был секретарём петроградского старообрядческого епископа,
членом Союза старообрядческих начётчиков,
председателем начётнической комиссии
при московском Братстве Честнаго и Животворящего Креста,
секретарём совета общины Рогожского кладбища,
секретарём старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси.

Редактировал первые старообрядческие газеты «Утро» и «Народная газета»,
которые издавались после прекращения гонений на старообрядцев в 1905.
В 1916 и 1918 был кандидатом в епископы.

Был директором старообрядческого учительского института в Москве,
в 1918 отстранён от должности по требованию большевистских властей,
оказался вынужден уехать в Барнаул.
Там стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец»,
читал лекции на тему «Вера и наука», «Христианство и социализм»,
«Человек и религия»
в Томске, Омске, Новониколаевске, Барнауле, Бийске.

После свержения власти Верховного правителя адмирала А. В. Колчака
был вынужден скрываться в таёжных скитах
и на отдалённых заимках Алтая,
но при этом продолжал писательскую деятельность,
в 1921 печатал антибольшевистские листовки в Ново-Архангельском скиту.

Был заочно приговорён к расстрелу томским губернским народным судом,
но смог избежать гибели. Позднее вспоминал:
«меня не могли разыскать… в непроходимой сибирской тайге…
Три раза приезжали большевистские отряды для розысков меня,
и каждый раз уезжали ни с чем»
.

В 1925—1930 жил на Кавказе, где работал пчеловодом,
пытался продолжать литературное творчество.

Затем смог перейти границу (переплыв ночью реку Днестр) и поселиться в Румынии.
Там был секретарём Белокриницкой митрополии,
жил в старообрядческом Мануиловском монастыре близ села Мануиловки Сучавского уезда.

В Румынии продолжал заниматься литературным творчеством.
Наиболее известный его труд этого времени — «Краткая история древлеправославной церкви"


Автор десятков книг и брошюр, один из наиболее плодовитых писателей-старообрядцев.
В 1941—1942 находился в России при румынской церковной миссии.

Во второй половине 1930-х гг составил Статут,
в котором излагались организационные основы старообрядческой церкви
В последние годы жизни находился под открытым наблюдением
румынской коммунистической спецслужбы Секуритате.
Скончался в Мануиловском монастыре в 1960.


Изображение


Туды

* О старообрядческом священстве до м. Амвросия. Большой Камень, 2002.
* История русской православной старообрядческой Церкви (краткий очерк). М., 2003.


* Биография
* Ф. Е. Мельников и его «Краткая История древлеправославной (старообрядческой) Церкви»
* Блуждающее богословие
_____________________________________
Источник — «http://ru.wikipedia.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Войнович, проза: Бабушка из НОВОЗЫБКОВА

Сообщение Антонина » 10 фев 2012, 09:27

Бабушка Войновича говорит:
"У нас в Новозыбкове в восемнадцатом году на постое стоял немецкий офицер Герд Шиллер,
он был очень тихий и воспитанный человек".

Разве в восемнадцатом году была немецкая оккупация Новозыбкова?
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Re: Войнович: Бабушка из НОВОЗЫБКОВА

Сообщение URS » 10 фев 2012, 09:49

Из романа В Войновича:

"У нас в Новозыбкове в восемнадцатом году на постое
стоял немецкий офицер Герд Шиллер,
он был очень тихий и воспитанный человек".


Антонина пишет:
Разве в восемнадцатом году была немецкая оккупация Новозыбкова?


Да, во время Гражданской войны немцы оккупировали Новозыбков
на короткое время, с весны 1918 г.
...
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

И. ДАЛЕНКИН, Писатель - СТАРООБРЯДЕЦ

Сообщение Антонина » 10 фев 2012, 10:47

Еще одно литературно-аппологетическое сочинение известное среди старообрядчества
- "Ответы старообрядца И.Г.Даленкина на вопросы местных единоверцев" 1895 г.

Они, конечно, не так знамениты как Поморские ответы братьев Денисовых,
но тоже хорошо известны, были отпечатаны на гектографе и разошлись широко,
во многих крупных библиотеках имеются.
Исидор Григорьевич Даленкин из Святска.
Там и умер в тридцатых годах.
Похоронен в ограде храма, который несколько лет как сгорел.
Сохранилась ли могила не знаю.
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Re:И. ДАЛЕНКИН, Писатель - СТАРООБРЯДЕЦ

Сообщение URS » 10 фев 2012, 12:55

Антонина пишет:
Еще одно литературно-аппологетическое сочинение известное среди старообрядчества
- "Ответы старообрядца И.Г.Даленкина на вопросы местных единоверцев" 1895 г.


Благодарю Вас, Коллега,
за интересное имя - привнесенное в Нашу Новозыбковскую Библиотеку :)


ДАЛЕНКИН Исидор Григорьевич,
старообрядец белокриницкого согласия,
отставной гусар,
"житель Черниговской губернии, посада Свяцкой".


Автор гектографированного сочинения
"Ответы старообрядца И.Г.Даленкина на вопросы местных единоверцев"
(датировано "Месяца сентября 10 дня 1895 г")




Из сочинений И.Г.Даленкина:

Вопрос 16.
Как вы признаете всех вообще российских старообрядцев
— беспоповцев всех сект , беглопоповцев и противоокружников:
на одном ли основании — за еретиков
,
— так как они разномысленно толкуют с вами?

Ответ.
Святая Христова Церковь наша всех, не находящихся в общении с нею,
не признает за православных, так как все отступившие от нас отступили
и от исповедуемой нами святой истины и непременно нарушают какое либо
из предписаний древней Христовой Церкви
.

А потому они и не могут быть православными,
ибо многие повидимому веровали, но не так,
как сказано в Писании, а как им хотелось.
Таковы все еретики

(Благовестник, на Евангелие от Иоанна, гл. 7, с. 197, в русском переводе).

Разделяет же она (Церковь) всех, не находящихся с нею (в общении),
на три чина, по первому правилу Василия Великого,
в котором говорится, что “древние (святые отцы)
иное нарекли ересию, иное расколом,
а иное — самочинным соборищем
.

Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся;
раскольниками — разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных
и о вопросах, допускающих уврачевание.

А самочинными соборищами — собрания, составляемые непокорными
презвитерами или епископами и ненаученным народом.

“А сам за собою удержал предстояние и священнослужение,
и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую
Церковь, — сие есть самочинное соборище” (Правило полных переводов).

На основании сего правила Церковь наша всех сектантов,
как упомянутых в вопросе, так равно и не упомянутых,
разделяет на три чина, смотря по тяжести их заблуждений.


Итак, ответив, насколько позволили нам наши немощные силы,
на предложенные совопросниками вопросы, мы приходим к тому заключению,
что Церковь, в которой мы породились духовным возрождением
и к которой мы по милости Божией принадлежим ныне,
есть единственно святая Христова Церковь, в которой только и возможно спасение
,
так как совопросники наши при всем желании не могли обвинить ее ни в малейшем
отступлении от православного учения божественных апостол и святых отец.

А потому мы просим и молим всемогущего Бога, да сподобит Он нас пребыть
в ней и до скончания века и да заградит уста глаголющих на нее неправду
о Христе Исусе Господе нашем, Ему же подобает честь и поклоняние всегда
и ныне и присно и во веки веком, аминь.


Старообрядец, приемлющий христопреданное священство
белокриницкой митрополии,
житель Черниговской губернии,
посада Свяцкой Исидор Даленкин .
Месяца сентября 10 дня 1895 года
.

____________
semeyskie.narod.ru (староверы)
ЖЖ- ветковец


С уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: "В тиши Старинных БИБЛИОТЕК..."

Сообщение Антонина » 02 апр 2012, 11:21

Новозыбков, точнее один из его жителей,
оставил след в творчестве и жизни таких известных литераторов,
как Леонид Андреев и Пабло Неруда.
У Леонида Андреева есть роман "Сашка Жегулев".
Прототипом героя был Александр Савицкий, житель Новозыбкова,
что-то вроде "благородного разбойника", хотя благородство там было весьма сомнительным.
В городе он с подросткового возраста был весьма известен своими выходками,
в революционные годы 1905-1907 сблизился с эсерами, а потом стал атаманом самой настоящей банды.
Погиб в 1909 году, ему тогда было, кажется, чуть за двадцать.
Пабло Неруда был под большим впечатлением от романа Андреева,
настолько, что увлекся анархизмом.
Может быть кто-то поподробнее раскажет о Савицком и о романе?
Анна Дмитроченко или Борис?
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron