Re: "В тиши Старинных БИБЛИОТЕК..."
Добавлено: 23 ноя 2013, 13:12
Профессор, Библиограф ПБ,
один из основателей Союза Писателей СССР
КАЗАНСКИЙ Борис Васильевич
(12.10.1889, г. Новозыбков .-4.02.1962, Ленинград),
филолог-классик, в ПБ 1913-17.
1908, поступил на ист.-филол. фак. Петерб. унта.
По окончании учебы К. оставлен при каф. классич. филологии.
Одновременно (1 сент. 1913) поступает вольнотр-ся
в Отд-ние искусств ПБ.
В это же время К. начинает сотрудничать с "ЖМНП",
где публикует свои первые работы: рец. на пер. Секста Эмпирика,
"Заметки к биографии Севера Александра", "Учение об арсисе и теснее".
1913 г. Брак.
Жена - Наталья Эрестовна ур. РАДЛОВА*
(26 феваля 1887, С.-Петербург- 1938),
театральный педагог.
Окончила 8-ю женскую гимназию в С.-Петербурге.
Ученица Иды Альберг (ба-ровессы Икскюль),
основательницы финского театра; принимала участие
в ее постановках и гастролях. Печаталась в журнале «Аполлон».
В 1917 г. вереехала в Пермь, где организовала литературно-
художественный кружок, занималась постановкой спектаклей
в созданной ею вместе с мужем студии Пермского народного театра
(ныне - Пермский городской театр, основателем которого они признаны).
С авг. 1920 вновь в Петрограде.
В 1920-х гг. преподавала сценическую речь
в Петрограде при Агитгеатре В.В. Шенявского, в ТРАМЕ и др.
1 янв. 1914 переведен в штат в кач-ве пом. секр. Б-ки.
С 16 июня 1915 -мл. пом. б-ря в Отд-нии изящных искусств и технологии.
Точная дата увольнения К. из ПБ не установлена, но в требовательных
ведомостях на выдачу денежного сзодержания служащим Б-ки
за июль 1917 еще значится его фам.
май 1917 уезжает в Пермь, где участвует в орг-ции Пермского
отд-ния Петрогр. ун-та. В Перми К. не только служит
экстраорд. проф. на каф. классич. филологии,
но и заведует трехмес. курсами для переподгот. учителей.
Он является одним из инициаторов создания сб. О-ва ист., филос.
и соц. наук при Пермском ун-те и печатает в нем ст.,
в к-рых предстает не только как глубокий знаток античности,
но и как человек с широкими филол. интересами.
Там же в Перми К. начал всерьез интересоваться совр. театром.
Он был одним из создателей студии Пермского нар. театра.
авг. 1920, возвратился в Петроград и поступил на службу
в Гос. ин-т истории искусств, совмещая в 1921-30 работу
уч. секр. Ин-та с преп-нием на каф. классич. филологии ЛГУ.
нач. 1920-х К. увлекся теорией немого кинематографа,
чему немало способствовала его дружба с Ю. Н. Тыняновым.
1927 он пишет работу "Природа кино", сыгравшую важную роль
в истории отеч. киноведения.
Тогда же возник его интерес к пушкинской тематике,
он выступал консультантом при озвучивании фильма "Поэт и царь".
Проблемы теории и истории театра и кино интересовали К.
в течение всей его жизни.
Ему принадлежит множество заметок и рец.
в "Зап. передвижного театра" о новаторах театра, в частности,
о С. Радлове ("Театрально-исследовательская студия", 1923).
1925 выходит его работа "Метод театра" (анализ системы Н. Евреино-ва),
он публикует иссл. об антич. истоках совр. театра
("Аристотель о началах трагедии", "Возникновение театра",
"Общественно-исторический смысл древнегреческой трагедии").
Интерес к истокам совр. искусства проявился и в др. работах
К. кон. 1920-х ("Идея исторической поэтики",
"Этнология народной песни", "Обрядность эпической песни").
В эти же годы К- редактировал сб. "Поэтика" (1927)
и сб. "Фельетоны" с Ю. Н. Тыняновым (1928).
1928 вместе с Тыняновым К- становится одним из инициаторов
издания сер. "Мастера совр. лит." и одновременно является ред.
кн. о М. Зощенко, И. Бабеле и Б. Пильняке.
1934 К-один из основателей Союза писателей СССР,
делегат 1-го Съезда писателей.
1930-е К. особенное внимание уделял пушкинской теме.
К 100-летию со дня гибели поэта выходят его работы о придворных интригах,
приведших к трагич. дуэли с Ж. Дантесом ("Пушкин и его время",
"Гибель поэта", "О новых документах (О Дантесе)", "Иностранцы о дуэли
и смерти Пушкина", "Новые материалы о дуэли и смерти Пушкина").
До конца своей жизни он работал над фундамент, тр. "Гибель Пушкина",
оставшимся в рукописи.
Во время Великой Отеч. войны К. пишет рассказы о простых воинах,
защищающих свою страну от фашистов ("Счетовод Протасьев",
"Стеша - Опро-меть" и др.).
После окончания войны продолжает иссл. в обл. классич. филологии,
истории и теории театра, становится чл. "Пушкинской комиссии".
Не оставлял К. и преп. деятельности:
в 1955 - пр. каф. клас. филологии ЛГУ, в 1955-57 - ее зав.
Сочинения Казанского:
Лукиан. Сочинения. Т. 1 (М., 1915); Очерк развития идеи бессмертия
в античности //Сб. О-ва ист., филос. и соц. наук при Перм. ун-те.
Вып. 1. Пермь, 1918;
Культура и сознание //Там же;
Введение в изучение религии //Там же;
Речь Ленина: Опыт ритор. анализа //ЛЕФ. 1924. № 1;
Бытовые основы жертвоприношения в Древней Греции: Религия и общество (Л., 1926);
Гибель Пушкина //Звезда. 1928. № 1; Приключения слов (М., 1931);
Античные аспекты Тристана и Изольды //Тр. Ин-та яз. и мышления. Л., 1932;
Разгаданная надпись (М., 1934); К истолкованию лидийских надписей //Изв. АН СССР.
Отд-ние обществ, наук. 1935. № 3; Письмо Пушкина Геккерну //Звенья. М.; Л., 1936;
Загадочный отрывок Пушкина //Там же; Разговор с англичанином //
Временник Пушкинской комис. М.; Л., 1936;
Письма Пушкина //Лит. критик. 1937. № 2;
Западно-европейская критика о Пушкине //Там же. № 4;
История азбуки //Знание - сила. 1940. № 1-2;
Из-под пыли веков //Вокруг света. 1941. № 2;
В мире слов (Л., 1958);
Нынешнее состояние гомеровского вопроса //Классич. филология. Л., 1959;
Историческое значение хеттского (иероглифического)
и финикийского текстов в Кара-Тепе
//Др. мир. М., 1962.
Лит.:
Шкловский В. Б. За 60 лет. М., 1985; Сергеенко М. Е., Сухачев Н. Л.
Профессор Б. В. Казанский (1889-1962):
Из истории каф. классич. филологии
//Вест. ЛГУ. Сер. 2. 1989. Вып. 4, № 23.
Некр.: Временник Пушкинской комис, 1962. М.; Л., 1963.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1913, № 61.
Иконогр.: Лич. арх. Н. Н. Казанского.
______________________
* Ида Наппельбаум:
*Истч. П. Л. Вахтина
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Биографический словарь, т. 1-4
один из основателей Союза Писателей СССР
КАЗАНСКИЙ Борис Васильевич
(12.10.1889, г. Новозыбков .-4.02.1962, Ленинград),
филолог-классик, в ПБ 1913-17.
1908, поступил на ист.-филол. фак. Петерб. унта.
По окончании учебы К. оставлен при каф. классич. филологии.
Одновременно (1 сент. 1913) поступает вольнотр-ся
в Отд-ние искусств ПБ.
В это же время К. начинает сотрудничать с "ЖМНП",
где публикует свои первые работы: рец. на пер. Секста Эмпирика,
"Заметки к биографии Севера Александра", "Учение об арсисе и теснее".
1913 г. Брак.
Жена - Наталья Эрестовна ур. РАДЛОВА*
(26 феваля 1887, С.-Петербург- 1938),
театральный педагог.
Окончила 8-ю женскую гимназию в С.-Петербурге.
Ученица Иды Альберг (ба-ровессы Икскюль),
основательницы финского театра; принимала участие
в ее постановках и гастролях. Печаталась в журнале «Аполлон».
В 1917 г. вереехала в Пермь, где организовала литературно-
художественный кружок, занималась постановкой спектаклей
в созданной ею вместе с мужем студии Пермского народного театра
(ныне - Пермский городской театр, основателем которого они признаны).
С авг. 1920 вновь в Петрограде.
В 1920-х гг. преподавала сценическую речь
в Петрограде при Агитгеатре В.В. Шенявского, в ТРАМЕ и др.
1 янв. 1914 переведен в штат в кач-ве пом. секр. Б-ки.
С 16 июня 1915 -мл. пом. б-ря в Отд-нии изящных искусств и технологии.
Точная дата увольнения К. из ПБ не установлена, но в требовательных
ведомостях на выдачу денежного сзодержания служащим Б-ки
за июль 1917 еще значится его фам.
май 1917 уезжает в Пермь, где участвует в орг-ции Пермского
отд-ния Петрогр. ун-та. В Перми К. не только служит
экстраорд. проф. на каф. классич. филологии,
но и заведует трехмес. курсами для переподгот. учителей.
Он является одним из инициаторов создания сб. О-ва ист., филос.
и соц. наук при Пермском ун-те и печатает в нем ст.,
в к-рых предстает не только как глубокий знаток античности,
но и как человек с широкими филол. интересами.
Там же в Перми К. начал всерьез интересоваться совр. театром.
Он был одним из создателей студии Пермского нар. театра.
авг. 1920, возвратился в Петроград и поступил на службу
в Гос. ин-т истории искусств, совмещая в 1921-30 работу
уч. секр. Ин-та с преп-нием на каф. классич. филологии ЛГУ.
нач. 1920-х К. увлекся теорией немого кинематографа,
чему немало способствовала его дружба с Ю. Н. Тыняновым.
1927 он пишет работу "Природа кино", сыгравшую важную роль
в истории отеч. киноведения.
Тогда же возник его интерес к пушкинской тематике,
он выступал консультантом при озвучивании фильма "Поэт и царь".
Проблемы теории и истории театра и кино интересовали К.
в течение всей его жизни.
Ему принадлежит множество заметок и рец.
в "Зап. передвижного театра" о новаторах театра, в частности,
о С. Радлове ("Театрально-исследовательская студия", 1923).
1925 выходит его работа "Метод театра" (анализ системы Н. Евреино-ва),
он публикует иссл. об антич. истоках совр. театра
("Аристотель о началах трагедии", "Возникновение театра",
"Общественно-исторический смысл древнегреческой трагедии").
Интерес к истокам совр. искусства проявился и в др. работах
К. кон. 1920-х ("Идея исторической поэтики",
"Этнология народной песни", "Обрядность эпической песни").
В эти же годы К- редактировал сб. "Поэтика" (1927)
и сб. "Фельетоны" с Ю. Н. Тыняновым (1928).
1928 вместе с Тыняновым К- становится одним из инициаторов
издания сер. "Мастера совр. лит." и одновременно является ред.
кн. о М. Зощенко, И. Бабеле и Б. Пильняке.
1934 К-один из основателей Союза писателей СССР,
делегат 1-го Съезда писателей.
1930-е К. особенное внимание уделял пушкинской теме.
К 100-летию со дня гибели поэта выходят его работы о придворных интригах,
приведших к трагич. дуэли с Ж. Дантесом ("Пушкин и его время",
"Гибель поэта", "О новых документах (О Дантесе)", "Иностранцы о дуэли
и смерти Пушкина", "Новые материалы о дуэли и смерти Пушкина").
До конца своей жизни он работал над фундамент, тр. "Гибель Пушкина",
оставшимся в рукописи.
Во время Великой Отеч. войны К. пишет рассказы о простых воинах,
защищающих свою страну от фашистов ("Счетовод Протасьев",
"Стеша - Опро-меть" и др.).
После окончания войны продолжает иссл. в обл. классич. филологии,
истории и теории театра, становится чл. "Пушкинской комиссии".
Не оставлял К. и преп. деятельности:
в 1955 - пр. каф. клас. филологии ЛГУ, в 1955-57 - ее зав.
Сочинения Казанского:
Лукиан. Сочинения. Т. 1 (М., 1915); Очерк развития идеи бессмертия
в античности //Сб. О-ва ист., филос. и соц. наук при Перм. ун-те.
Вып. 1. Пермь, 1918;
Культура и сознание //Там же;
Введение в изучение религии //Там же;
Речь Ленина: Опыт ритор. анализа //ЛЕФ. 1924. № 1;
Бытовые основы жертвоприношения в Древней Греции: Религия и общество (Л., 1926);
Гибель Пушкина //Звезда. 1928. № 1; Приключения слов (М., 1931);
Античные аспекты Тристана и Изольды //Тр. Ин-та яз. и мышления. Л., 1932;
Разгаданная надпись (М., 1934); К истолкованию лидийских надписей //Изв. АН СССР.
Отд-ние обществ, наук. 1935. № 3; Письмо Пушкина Геккерну //Звенья. М.; Л., 1936;
Загадочный отрывок Пушкина //Там же; Разговор с англичанином //
Временник Пушкинской комис. М.; Л., 1936;
Письма Пушкина //Лит. критик. 1937. № 2;
Западно-европейская критика о Пушкине //Там же. № 4;
История азбуки //Знание - сила. 1940. № 1-2;
Из-под пыли веков //Вокруг света. 1941. № 2;
В мире слов (Л., 1958);
Нынешнее состояние гомеровского вопроса //Классич. филология. Л., 1959;
Историческое значение хеттского (иероглифического)
и финикийского текстов в Кара-Тепе
//Др. мир. М., 1962.
Лит.:
Шкловский В. Б. За 60 лет. М., 1985; Сергеенко М. Е., Сухачев Н. Л.
Профессор Б. В. Казанский (1889-1962):
Из истории каф. классич. филологии
//Вест. ЛГУ. Сер. 2. 1989. Вып. 4, № 23.
Некр.: Временник Пушкинской комис, 1962. М.; Л., 1963.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1913, № 61.
Иконогр.: Лич. арх. Н. Н. Казанского.
______________________
* Ида Наппельбаум:
Семья Радловых в те годы в Петербурге была вообще известна и уважаема.
Старик, Эрнест Львович Радлов, был директором Государственной Публичной библиотеки;
второй сын — Сергей Эрнестович — известный театральный режиссер,
его жена — красавица Анна Радлова — поэтесса, переводчица Шекспира.
*Истч. П. Л. Вахтина
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Биографический словарь, т. 1-4