КАМЕНЕЦКИЙ Ефим Александрович( 27 июля 1935,
г.Новозыбков Западной обл - )
Народный артист России1958, окончил Гос Педагогический Институт в Пензе.
Актер:1958 - 1960, Пензенского обл драм театра им. Луначарского.
1960-1963, Казанского ТЮЗа
1963-1968, Казанского гос БДТ им. Качалова.
1968-1969, Рижского театра Русской Драмы.
1969-1986, Ленинградского театра им. Ленсовета.
1986-1987, Малого Драматического театра.
С 1987 г. по наст время – театра им.В.Ф.КомиссаржевскойНаграды и премии«Заслуженный артист РСФСР» (1977)
«Народный артист России» (2008)
Лауреат Независимой театральной премии им. В. И. Стржельчика
Занят в спектаклях:
"Двенадцать месяцев", "Бульварная история", "Недалеко от Бога" Пресса о нём
Ефим Александрович родился летом 1935 г. в Новозыбкове. Через несколько лет их семья переехала в Пензу,
с этим городом связаны все детские и юношеские воспоминания актера.
После школы он закончил историко-филологический факультет педагогического
института и параллельно занимался в театральной студии при областном
пензенском театре. После окончания студии,
несмотря на то, что официального
диплома о театральном образовании у Каменецкого не было, его пригласили работать
в ТЮЗ города Казань. Через три года в Казани актер поступил в Большой Драматический Театр им. Качалова.
В Казани Ефим Каменецкий познакомился со своей будущей супругой,
актрисой Галиной Никулиной, которая в то время училась в казанском театральном училище.
Вскоре уже вместе они
переехали в Ригу, где произошло судьбоносное в своем роде
знакомство с режиссером Игорем Владимировым.
В 1969 г по приглашению знаменитого режиссера театра им. Ленсовета Каменецкий
переехал в Ленинград. Начался новый этап в жизни.
В театре им. Ленсовета актер проработал почти двадцать лет. Можно предположить, что годы работы в театре им.Ленсовета были одними
из лучших в творческой биографии Каменецкого.
70-80-е годы – «золотое» время театра им. Ленсовета.
Спектакли «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Преступление и наказание»,
«Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой» пользовались бешеной популярностью
у зрителей - очередь за билетами занимали с раннего утра.
Во многом лицо театра под руководством Игоря Владимирова определял поистине «звездный»,
легендарный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анатолий Равикович,
Михаил Боярский. Театралы по сей день помнят его Порфирия Петровича в спектакле Игоря Владимирова
«Преступление и наказание».
В конце 80-х годов актер ушел из театра Ленсовета
и около года проработал в труппе Малого Драматического театра.
В 1987 г, уже зрелым мастером, актер пришел в театр им.В.Ф.Комиссаржевской,
где прослужил уже без малого 25 лет. Здесь он оказался в той благодатной среде,
в которой решались творческие задачи, близкие его духу.
На этой сцене актером было сыграно множество ролей. Каждая из них становилась событием
не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города.
Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного», Тальберг из «Дней Турбинных»,
Варенн из «Робеспьера», Панкрасс из «Полоумного Журдена».
Высоко оценила критика и Доктора в «Андорре» М. Фриша,
Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина.
Несуетность личности актера выражается в каждой, даже маленькой роли.
Так, на скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина
из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного
служителя сцены, фанатично преданного театру. Рисунок этой роли был столь богат
внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры
«Кина IV»
автор пьесы Григорий Горин сказал артисту:
«Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал…».
Ненавязчивое чувство юмора и художественный такт
придают каждой работе особое изящество.
Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня
- задача вполне реальная. Е. Каменецкий - актер универсальный,
отлично владеющий искусством отстранения.
В последних работах мастер исключительно точно работает в жанре трагифарса.
В «Бульварной истории» А. Николаи артист играет счетовода крупной фирмы
Луиджи Палья, больного, как и его случайные знакомые по скамейке,
одиночеством, «склонного на душевный компромисс,
с готовностью идущего навстречу новым друзьям».
Е. А. Каменецкий тонко чувствует литературный материал, его стилистику.
Это позволяет ему выступать в качестве автора инсценировок.
Так, в Русской Атрепризе им. Андрея Миронова идет спектакль «Скандал в Пассаже»,
в котором
Е. Каменецкий выступил не только как актер, но и как автор пьесы
по мотивам сатирических произведений Ф. Достоевского. В спектакле театра «За Черной речкой» - «Любовь и странствия прапорщика Гринева»
(по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
он является и актером,
и автором инсценировки, и сорежиссером. По заказу одного из Лондонских театров Ефим Каменецкий написал инсценировку
по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Ефим Александрович участвует во многих театральных проектах города.
В «Антрепризе им. Андрея Миронова» он
играет Сорина в «Чайке» режиссера А. Товстоногова, в Молодежном театре на Фонтанке, в «Приюте комедианта».
Удивителен его профессор Гейгер в спектакле БДТ им.Товстоногова «Перед заходом солнца».Редкой окраски голос и доверительная интонация расширили необычайную популярность
за счет радиослушателей. Труд закадрового диктора в документальных фильмах
Ефим Александрович превратил в высокое искусство.
Многие запомнили его в работах на телевидении. Знаменитый фильм Ю. Панича «Проводы белых ночей» - одна из тех удач,
которые сопровождают работу талантливого актера всегда, особенно в экранизации классики.
По мнению многих артистов, лет двадцать назад его заменяло телевидение.
Телеспектакли снимали в огромном количестве - чуть ли не 20 в год!
Телевидение давало возможности, которые сейчас дает антреприза,
ведь вместе работали не только актеры из разных театров, но и из разных городов.
Ефиму Каменецкому довелось сниматься с Богданом Ступкой, с Олегом Далем,
с Олегом Борисовым, с Натальей Теняковой, с Ефимом Копеляном...
Телевидение свело на годы с Александром Демьяненко.Педагогическая работа Ефима Александровича представлена
уже несколькими курсами выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых стали популярными актерами театра им. В. Комиссаржевской.
Е. А. Каменецкий преподавал мастерство в Польше и Англии.
Ефим Каменецкий – один из тех редких актеров, в ком нет «актерства».
Он не по-театральному интеллигентен, скромен и удивительно добр.
Его глубокие знания, красота душевных качеств и теплое отношение
к окружающим не может не подкупать каждого, кто оказывается рядом с ним.
Он красив, как может быть красивым человек, искренне любящий мир таковым,
какой он есть…
______________________
По материалам сайта Театра им Комиссаржевской
С уважением,..