Род о. Гавриил Евфимович в 1854 г.
в посаде Митьковка (Черниговской губ. Новозыбковского у)
в глубоко религиозной старообрядческой семье. Посад Митьковка принадлежал к старейшим старообрядческим
поселениям на Стародубщине. Митьковка возникла вскоре после
появления в Стародубье первых поселенцев-старообрядцев еще
во времена царствования Алексея Михайловича.
Когда Ветка была разорена, ее монахи и священники были переселены
в Малороссию, в том числе и в Митьковку. В посаде Митьковка,
оттуда происходил род Фроловых, были богатые традиции
и строгие правила старообрядчества.Отец Гавриила Евфимовича был иконописцем и учителем для
всех своих сыновей, которые уже с раннего возраста помогали
отцу в его работе.
14-летним юношей он с отцом своим и братьями Титом и Давыдом прибыл
в Режицу (Резекне, Латвия). На Вокзальной улице города, в доме Василькова Фроловы открыли иконописную мастерскую. Евфимий Фролов обучал всех
трех своих сыновей трудоемкому искусству иконописи, открывал им старинные
секреты приготовления «вечной» краски и другие тонкости мастерства.
Сыновья помогали Евфимию Фролову выполнять многочисленные заказы,
а в положенное время ходили на клирос в Кладбищенскую моленную.
И.Н.Заволоко:
«Особенное рвение к христианству проявлял Гавриил Евфимович Фролов.
Держался он скромнее всех. Праздных разговоров избегал. В свободную
минуту собирал возле себя молодежь и читал назидательные поучения.
Желающие обучались церковному пению, к чему Г.Е.Фролов проявлял
уже тогда большую склонность. Ходил Г.Е. Фролов всегда в озяме.
Службы не пропускал. Работа и молитва, занятие с детьми – так
проводил свои дни юный Фролов. Пищу он вкушал по уставу, дважды в день…
Писать икону Г.Е.Фролов начинал, отслужа молебен.
По окончании сам освящал икону».
В 1875 г. скончался Евфимий Фролов,
Гавриил Евфимович с братом Титом получил приглашение в Москву
на Преображенское кладбище, где открыли иконописную мастерскую. Есть сведения, что Г.Е.Фролов работал в Казани, Самаре.
В 1879 г. Фроловы вернулись обратно в Режицу (Резекне).
Несколько позже по предложению жителя дер. Тихотка (у Чудского озера)
Я.П. Софронова
братья Фроловы переехали в Причудье.
С тех пор деревня Рая (Раюши), облюбованная Г.Е.Фроловым
для своего пребывания, стала духовным центром старообрядцев Эстонии.
Первая в Причудье мастерская иконописи стала школой для многих
выдающихся иконописцев ХХ в. В числе учеников Гавриила Евфимовича
– П.Софронов, М.Солнцев, Ф.Мызников, Д.Поляков, Н.Глухов, принимавшие непосредственное участие в росписи Кикитовского, Раюшского, Муствеэского, Тартуского и других старообрядческих храмов Эстонии.
Г.Е. Фролов передал своим ученикам не только секреты древлеправославного
искусства иконописи (особое приготовление красок, аскеза и экстатическое
состояние духа при писании икон), но обучал их церковному знаменному
пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными
молитвами.
Кроме мастерской, в дер. Рая была открыта школа для детей старообрядцев,
где преподавалась церковнославянская грамота и крюковое пение. Все деньги за свои работы Г.Е. Фролов отдавал общине или тратил на покупку книг.
До конца жизни
он фактически руководил жизнью общины, был наставником,
представлял дер. Раюши, на V съезде старообрядцев Эстонии (1928),
состоял в списке кандидатов в депутаты от населения Причудья
в Гос. собрание Эстонии IV созыва.
Отношение к иконописанию как к "святому делу" обосновывалось
в работе Г.Е.Фролова "Святые отцы об иконописании".
Были изданы и другие его сочинения, в т. ч. богословско-этический
труд "Путь к прощению грехов", брошюры "О Каиновой жертве",
"Какая жизнь, такие и догматы".
На страницах журнала "Родная старина " опубликованы
статьи Г.Е.Фролова "О покаянии", "О мировом страдании" и др.
Некоторые написанные Г.Е.Фроловым духовные стихи, напр.,
"Стих о вселении в пустыню", известны в записи И.Н.Заволоко.
Вершиной иконописного творчества Г. Е. Фролова стал
старообрядческий храм в дер. Рая, построенный, в основном,
на его собственные средства и расписанный им совместно с учениками.
Кроме 15 подлинных старинных икон, в храме было около 1200 икон
письма Г.Е. Фролова, размещенных в многоярусном иконостасе.
30 августе 1944 г. храм сгорел.
Пропали древние иконы "Воскресение" московского письма,
поморские "Деисус", "Тихвинская", "Вход в Иерусалим", "Богоявление" и др.,
а также богословские и другие труды Г.Е.Фролова.
За свою долгую жизнь Г.Е.Фролов написал множество икон, распространившихся
по всему миру. Около 60 его работ описаны в магистерской работе К.Эриксон
«Иконописец Гавриил Фролов (1854-1930) и причудская иконописная
мастерская в Рая» (2003) на эстонском языке.
... по воле Божией 28 сентября 1930 г Гавриил Евфимович тихо почил
и был похоронен в деревне Рая (Эстония) в подземной камере
при храме в открытом гробу. В 1957 г. тело было перезахоронено,
а на месте старого захоронения возвели небольшую часовню.
После смерти Г.Е.Фролова остался большой архив и библиотека (119 томов),
в которой была представлена литература по старообрядчеству и множество
библиографических редкостей. До гибели Раюшского храма при нем была
небольшая комнатка, где были собраны вещи Г.Е. Фролова.
Его библиотека положила начало старообрядческому музею в дер. Рая,
в котором в настоящее время насчитывается до 250 книг и рукописей XVI -XIX вв.
Древнейшие из них из Соловецкого монастыря и Белозерья, более поздние
книги XIX в. - из различных монастырей Новгорода и Москвы.
В небольшом скиту в Рая хранятся рисунки учеников Г.Е.Фролова конца XIX в.