Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.
Модератор: URS
Наводчик батареи 120 мм минометов
за то, что он в наступательном бою
на выс. 249,9 и 51,9 - 15 и 16 июля 1943 г,
действуя в составе расчета, огнем миномета
уничтожил 1у противотанковую пушку, разбил 3и
ДЗОТа и истребил 23 солдата и офицера противника
616 СП орд Кутузова 194 Речицкой КрЗн СД
48 Армия 3го Белоруссий фронт
ст. сержант А.Е.Мужчинин
в бою 3.05.1945 г по очищению косы Фриш-Черунг от пртивника
в составе расчета умело обеспечивал пулеметным огнем продвижение
вперед нашей пехоте.
Комполка гв Подполков Далевич
1985 г, награжден юбилейным орденом
Пом нач 4го отделения Штаба 131 Ропшинская стр дивизии
Тов Злотников в период подготовки дивизии к предстоящим боям
много уделил внимания подготовке частей и подразделений
дивизии по учету личного состава, в обевых условиях оказвал
на месте ПНШ практическую помощь
В период успешеых наступательных опреаций
с 14.01.1944 по 21.01.1944 тов Злотников, находясь в частях
дивизии, на месте контролировал и оказывал практическую помощь
по учету кадров, оформлению наградного материла на отличившихся в боях
Тов Злотников провел большую работу по комплектованию офицерским
составом частей дивизии и оформлению наградного материала
на отличившихся в боях офицерский, сержантский и рядовой состав.
Своевременно и точно представляет сведения о потерях и другие
в вышестоящие штабы.
Организовал своевременное вручение правительственных наград
награжденным в частях дивизии.
Достин правительственной награды - орденом "Красной Звезды"
Начальник Штаба 131 Ропштиской стр дивизии
подполковник Пигарев
4.07.1944 г во время проведения десантной операции
по освобождению островов Суокион-сари и Эш-сари
в числе первых высадился на берег и продвигался со штабом.
Умело организовал сбор седений о потерях личного состава
не взирая на сильный обстрел противника,
лично выходил на КП батальнов, чем обеспечил полную
отчетность за личный состав перед выше стоящими, а также
давал точные данные о наличии личного состава командованию
полка. Под обстрелом в трудных условиях боя организовал
чистовую обработку всех документов.
Достоин Правительственной награды ордена
"Красная Звезда"
Родился я в 1916 году в белорусском городке Новозыбкове.
Родителям трудно было прокормить троих детей, и я в 17 лет
решил искать счастья вдали от родного дома.
Очень хотелось учиться и приобрести хорошую специальность.
В Новозыбкове об этом нельзя было и мечтать.
Поехал я в Ленинград и поступил на рабфак текстильного института.
Проучился год и, казалось, судьба ко мне благоволила.
Впереди была реальная возможность стать студентом известного института…
Но все сложилось иначе.
Нависшая над страной военная опасность не обошла стороной и меня.
Со второго курса рабфака меня по спецнабору направили на учебу
в знаменитую Чкаловскую летную школу в Оренбурге.
Так в восемнадцать с небольшим лет я стал курсантом и надолго связал
свою судьбу с Красной Армией. Учеба в училище пролетела быстро,
и в августе 1939 г мне присвоили звание военного летчика-лейтенанта.
Учился я неплохо и получил назначение инструктором летной подготовки
школы пилотов Киевского военного округа.
Дали мне десять юношей 18-19 лет, которых я научил летать и воевать.
22 июня 1941 г я дежурил по училищу. В четыре часа утра увидел
первые самолеты с крестами на борту. Самолеты врага обрушили свой
смертоносный груз на соседний аэродром, на котором базировался
истребительный полк. Мне был виден сильный пожар, и все же я не смог
в эти первые минуты предположить, что началась большая война:
никаких сигналов от высшего штаба никто не передавал, летный состав
был в Киеве (все-таки – выходной день), наш аэродром немцы обошли стороной.
В 9 часов приехал начальник училища. Только тогда мы узнали – это война.
Начали маскировать и отводить в укрытие самолеты. В 12 часов дня немцы
нанесли бомбовый удар уже по нашему аэродрому. Горели ангары, горели
самолеты, мы понесли первые потери в людях.
28 июня на оставшихся самолетах мы вылетели в Донбасс;
курсанты догнали нас уже поездами. И обучение возобновилось.
Я готовил очередную десятку курсантов.
Когда враг приблизился к Донбассу, весь личный состав училища вместе
с разобранными учебными машинами был эвакуирован в Абакан.
В 1942 году десять моих воспитанников отправились на фронт.
В феврале 1943 года наше училище расформировали, и все летчики-инструктора
были отправлены на фронт в боевые летные части. Я попал в отдельную
эскадрилью I-й Воздушной армии. Эскадрилья выполняла задачу обеспечения
партизанских отрядов Белоруссии боеприпасами и продовольствием.
За месяц службы я сделал десять боевых вылетов в тыл врага.
В апреле 1943 г получил назначение – в 953-й штурмовой авиационный полк
3-й штурмовой авиадивизии 1-й Воздушной армии. В течение 10 дней
переучился работать на новом для меня самолете «ИЛ-2» – знаменитом штурмовике,
которого немцы боялись, как чумы. С аэродрома под Смоленском началась
наша боевая работа. За время службы в полку я сделал 48 боевых вылетов;
прибыл в полк рядовым летчиком, а закончил войну заместителем командира эскадрильи.
Оглядываясь на прошлые боевые годы, я не вправе жаловаться на судьбу.
Моя служба была сопряжена с большой опасностью, и немало моих товарищей,
с которыми я бок о бок сражался, не вернулись, меня же война пощадила.
Впервые я чуть не поплатился жизнью, еще летая в тыл к партизанам в начале 1943 г.
Летали мы ночью. Немцы встречали нас сильным зенитным огнем, вражеские прожектора
искали нас в ночном небе. И здесь я столкнулся с тем, чему нас не учили – самолет
попал в луч прожектора, нас ослепило, пришлось начать маневрирование. Мы потеряли
высоту и направление. Все же удалось вырваться из луча, набрать высоту и, хотя
не без трудностей, лечь на курс и добраться до родного аэродрома. В общем, повезло.
Удалось избежать трагического конца и в более тяжелых обстоятельствах.
После успешной штурмовки вражеских танков наша группа из шести самолетов попала
под сильный огонь зениток. Прямым попаданием был пробит маслобак моего самолета.
Вблизи аэродрома штурмовик начал терять высоту, а при заходе на посадку,
на высоте 10-ти метров, остановился двигатель, и машина весом 6 тонн свалилась
на землю. От гибели меня отделяли считанные секунды. Я успел только снять шасси
с замков, чтобы сесть на «живот». Если бы я не сделал это, некому было бы сейчас
писать воспоминания. Весь в масле, я с трудом покинул кабину. Ожидавший нашего
возвращения командир дивизии подъехал ко мне, пожал руку, поблагодарил
за успешно выполненное задание и спасение боевой машины. Находившемуся
рядом адъютанту приказал представить меня к ордену.
Так я получил дорогую для меня награду – орден боевого Красного Знамени.
На новом месте, наряду с боевой работой, пришлось обучать молодых летчиков,
помогать им осваивать «ИЛ-2». В наш штурмовой полк, дислоцировавшийся на
аэродроме г. Пружаны, прибывали те, кто только что окончил летные училища.
Среди моих подопечных оказалось немало летчиков, отличившихся потом в бою.
Не обошлось за время службы и без курьезных случаев. Было это уже в 1944 г,
под Гольдапом (Вост. Пруссия). Возвращались мы после штурмовки. Вел группу
капитан Орел. В полете мы находились уже несколько часов, когда у ведущего
вышел из строя компас, мы сбились с курса и вынуждены были совершить посадку
всей группой. Дело было в марте, землю стянуло крепким настом, и моя машина
получила при посадке повреждения. Мы не знали, на чьей территории приземлились:
на своей? на вражеской? Решили дождаться темноты. Когда стемнело, стрелков
оставили у самолетов (у них на турелях были крупнокалиберные пулеметы),
а сами пошли в деревню. Мы были одеты в комбинезоны, на ногах унты, на головах
шлемы. В деревне оказались свои пехотинцы, принявшие нас за немецких летчиков.
В итоге мы пролежали на полу, по дулами автоматов, до утра, пока не пришел
их командир и не освободил нас. На целую ночь мы оказались жертвами
сверхбдительности. Утром связались с командованием, вызвали механиков,
привели в порядок материальную часть и перелетели на свой аэродром.
С благодарностью и гордостью вспоминаю боевые годы.
Молодость, боевая дружба, трудности фронтовой жизни, потери друзей…
Сознание того, что без нас никак, а еще вера в победу – согревали нас и давали силы
в самых трудных обстоятельствах. Главное, что мы были молоды и, значит, полны надежды…
Сейчас я старый больной человек. Все, чем могу гордиться – в прошлом.
Но хотя сбылось не так уж много, на что надеялся, я не жалею о прожитом.
тов СПИЦАРЕВ участвует в Отечественной войне с 1943 г
в полку с 1944 г, за время пребывания в полку покаазал себя
дисциплинированным офицером, стойким храбрым летчиком
в воздухзе. На самолете ИЛ-2 имеет 10 успешных боевых вылетов
по штурмовке вражских автобронетанковых колонн и переднего
края противника.
25.06.44 г во время штурмовки автоколы по шоссейной лороге
Сенно-Богушевск, спустившись до бреющего полета, в упор
расстерлял немецкие автомашины с живой силой и технкой
противника, при этом уничтожено 20 немцких солдат и офицеров,
сожжено 5 автомашин.
27.06. 44 при выполнении боевого задания в р-оне Витебска
обнаружил в овраге немецкую конницу - направил свой самолет
на эту группу, пушечным и пулеметным огнем уничтожил
15 вражеских солдат и офицеров.
Отлично знает и эксплуатирует вверную ему материальную часть,
летает без летных происшествий, над целью держит свое место
в строю, на земле и в возхдухе дисциплинирован
За смелость, отвагу и мужество достин
награды орденом "Красной Звезды"
После награждения совершив еще 20 успешных боевых вылетов по разгрому
укрепленных позиций. В Восточной Пруссии тов Спицарев показал мастерство
штурмовых ударов. За 20 вылетов им уничтожено и поврежедено такнков 3,
разбито автомашин с живой силой и грузом - 8, взорвано 2 склада с боеприпасами,
подавлен огонь 2 зенитных батарей, уничтожена 1 батарея полевой артиллерии
и до 50 солдат и оицеров противника.
Выполняя боевое задание по штурмовке вражеских позиций в р-оне Гумбиен
18.01.45 летчик Спицарев, будучи ведущим, смело атаковал со своим
напарником цель. Они уничтожили 2 танка, 1 батарею ЗА, 1 батарею полевой
атиллерии и до 15 солдат и офицеров. Несмотря на сильный огонь ЗА
противника он умелым маневом вышел из-под зенитного огня и благополучно
вернулся на свой аэродром
За отличное выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками
достоин награждения орденом "Красного Знамени"
15.02.1945, выполняя боевое задание в составе 6-ти самолетов
ИЛ-2 при штурмовке живой силы и техники противника в р-оне
северо-восточнее 5-6 км г Мальзак, при проходе к цели группа попала
в зону сильного зенитного огня.Прямым попаданием снаряда МЗА
в самолете лейтенанта СПИЦАРЕВА была пробита проводка трубки "Пито"
к прибору "указаетль скорости". Без указателя скорости с противозенитным
маневром тов.Спицерев в составе группы достиг цели и обработал её.
Во время третьего захода на цель, снарядом ЗА противника был пробит
картер мотора, масло сталот уходить.Несмотря на повреждения приборов
и мотора, тов Спицарев смело атаковал цель 4мя заходами и вышел из боя
в составе группы. По пути на свой аэродром давление масла зааметно падало,
дойдя до г Бартенштайна козырек и кабина лейтенанта Спицарева забрызгало
маслом. он пристоился к группе и в составе группы пришел на свой аэродром.
Лейтенант Спицарев принял решение сохранить экипаж и машину пошел
на свой аэродром выйдя из стря группы зашел на посадку впереди находиись
бойцы и батарея нашей ЗА на высоте 1- м от Т на 300 метров мотор встал
лейтенант Спицарев принял правильное и смелое решение убрать шасси
и посадить самолет на фюзеляж.
Только благодаря спокойствию и выдержке летчика был спасен экипаж
Тов Вдовиченко, работая подносчиком патронов расчета
станкового пулемета, в период наступательных боев
в р- оне с Вильково Бельского р-она Белостокской обл
со 2.08.44 по 11.08.1944, несмотря на огонь пр-ка, своевремнно
обеспечивал станковый пулемет патронами и быстро снаряжал
пулеметные ленты.
В момент, когда боеприпасов невозможно было доставить из-за
большого растояния до патронного пункта, он на поле боя не взрая
на опасность для жизни собирал патроны с убитых и раненых в бою
и снаряжал ими ленты. Благодаря свовеременному обеспечению
пулемета патронами, огнем его пулемета было уничтожено 3 пулеметные
точки пр-ка и отражено 5 контратак мелких групп немецкой пехоты.
ВДОВИЧЕНКО Михаил Алексеевич
( 1925 - 1943)
Уроженец п. Брахлов
Призван Климовским РВК в сент 1943
Красноармеец, стрелок
Речицкая стр дивизия, Штаб 194 СД
убит 14.12.43
Жлобинск р-он, Гомельская обл
Мать - Мария Илларионовна Вдовиченко
с Брахлов
Несмотря на трудно проходимые дороги, отдаленность, баз снабжения
тов Вдовиченко в мартовских настпулениях обеспечил бесперебойное
снабжение дивизиона горючим и боеприпасами, чем обеспечил
бесперебойное снабжение, выполнение поставленных задач перед дивизионом
11 марта 1943, ведя клоннну с боеприпасами и горючим тов Вдовиченко
на переправе через р Вязьма попал под бомежку.
Но багодаря его командирской распрядительности, бесстрашию,
он мобилизует весь водительский состав и выводит колонну из-под огня.
После чего своевремнно доставляет горючее и боеприпасы на огневые позиции
26 марта 1943, необходимо было переправить горючее и боеприпасы через
р Вержа. Переравы не было. тов Вдовиченко участвует в сторительстве
переправы, работет сутки и на вторые пепеправляет колонну.
30 мата 1943, все переправы через р Вержа были снесены водой.
Необходимо было перправить 100 снарядов тов Вдовиченко подвозит
к р Вержа боеприпасы и личным примером организует носку боеприпасов
на себе черз реку. Боеприпасы были все во время доставлены на огневые
позиции.
Тов Вдовиченко, работая К-ром огневого взвода, показал себя
инициативным, четко и в срок выполняющим боевые приказы.
Его взводом в составе батареи подавлено
6 ноября 43, в р-оне Гичи-Шеки 7 артбатареи противника,
разрушено пулеметных точек - 2, рассеяно и частью уничтожено
в р оне д Редьки до 200 немецких солдат и офицеров
В р-оне Новое Село отбито 2 конратаки противника
1 апр 44, подавлена 1 батарея противника в р-оне с. Иванькина,
при подавлдении пр-к обстерлял огневую позицию, насмотря
на обстрел, тов Вдовиченко воодушевлял личный состав
личным примером, была подавлена минометная батарея пр-ка
и уничтожено до 40 немецких солдат и фоицеров в роне д Бол Щитовка
Совершая марш во время наступления, благодаря хорошей организации
и личному контролю, его взвод безаварийно и в строк успевал
в назначеннный район и быстро входил в боевой порядок
За умелое руководство взводом, за четкое выполнение боевых
заданий достоин прав награды Орденом "Красной Звезды"
13.01.45, управляя огнем взвода в составе батарии во время
артподготовки подавил 4 артбатареи пр-ка в р-оне Дайнен
и разрушил огнем взвода в р-оне Грибен НП протвника
10.01.45, в р-оне Виткампен огнем взвода рассеял
и частью уничтожил до 20 вражеских солдат и офицеров
17.01.45, огнем взвода рассеял 4 самоходных орудия
и до взвода пехоты в р-оне Йоджен и в составе батареи
подавил 1 батрею пр-ка в ор-оне Журкляукен.
Являясь старшим на батарее отличной организацией марша
обеспечивает своевременное прибытие огневых взводов
в новые районы огневых позиций и свовременную готовность
к открытию огня
Работая художником Дивизионной газеты,
в сложной боевой обстановке, показал себя смелым и решительным бойцом
При прорыве оброны немцев в р-оне Ковель и форсировании рек
Западный Буг и Висла, дал для газеты ценные гравюры, каррикатуры, клише.
Направление их: скорейший разгром немецких захватчиков.
Эти гравюры и каррикатуры быстро воспинимаются бойцами
и воодушевляют их на новые подвиги.
Работать над гравюрами приходилось в трудных условиях;
часто под артиллерийским огнем пр-ка, т.к. редакция тоже
с первых же дней прорыва немецкой обороны
находилась на плацдарме за Вислой.
Нач-к политотдела Дивизии
Гв. подполковик Никашин
Гв рядовой тов Чернышевский в течение наступательных операций
от р Висла до р Одер и от р Одер до Берлина проводил большую работу
по организации наглядной агитации в наступающих войсках
На фронтовых дорогах, на строительстве переправ и мостов,
на улицах Берлина, в период ожесточенных боев за каждый квартал,
были лозунги, плакаты, призывы, сделанные и вывешенные гв рядовым
Чернышевским.
За это время тов Чернышевский написал свыше 2 тысяч щитов с призывами
к нашим войскам. Особенно серьезную работу провел тов Чернышевский
в боях за Берлин.
На улицах, где еще шел бой, уже висели лозунги, призывающие гвардейцев
с честью выполнить боевой приказ, прославить Социалистическую Родину
Смело и хладнокровно тов Чернышевский выполнял все, получаемые
от командования задания в самых тяжелых боевых условиях.
За образцовое исполнение заданий командования тов. Чернышевский
достоин награждения орденом "Красной Звезды".
Нач армейского ДКА гв майор Быстрюков
15 мая 1945 г
МАКАТРОВ Гавриил Гаврилович,
1918 г рожд., место рождения г Новозыбков,
был призван в ряды Советской Армии
в ноябре 1939 г в г Астрахани,
где он работал радистом
на плавучем заводе Б-5
Накануне Великой Отечественной войны
рядовой МАКАТРОВ служил в роте связи 84 сп 6 сд
Война застала его в Брестской крепости.
Сражался МАКАТРОВ в райне Холмских ворот
под руководством полкового комиссара Е.М.Фомина.
Как сообщили оставшиеся в живых воины,
Г.МАКАТРОВ вместе со старшиной В.Михайловским
обслуживал рацию при командном пункте полкового
комиссара Фомина.
При раскопках здания, в декабре 1958 г, нашли останки
погибшего и разбитую радиостанцию. Известно, что
старшина Б.Михайловский погиб в рукопашной схватке
с фашистами.Это дает основание полагать, что найдены
останки МАКАРТОВА.(Других радистов при КП не быо)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5