Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.
Модератор: URS
Сойти из жаркого вагона на замерзшую землю Новозыбкова мне помог Юра – сосед моей бабушки,
семья которого по-возможности приглядывала за неспокойной и очень заботливой старушкой.
Сойти пришлось именно на землю. Перрон был построен еще при каком-то, давно много раз
перевернувшимся в гробу, из-за постоянных перестроек и гластностей, генсеке, и потому совсем осел,
заставляя бабулек и дедулек с полными корзинами и чемоданами взбираться в вагоны как осенью
на дерево за последним яблоком. Здравствуй город моего детства.
Прозвучал гудок локомотива – Good luck тебе и до скорого.
Поезд поехал себе дальше к границам бывшей Малороссии, а я, вместе с Юрой,
потащил тяжелые чемоданы, нежно называемые здесь клунками, к машине.
Здравствуйте родные с детства новозыбковские кочки.
Вот точно также, только чуть-чуть дальше, в январе 42-го евреи Новозыбкова перешагивали
через эти же самые рельсы, только в другую сторону, к Карховскому лесу, под прицелами
немецких автоматов.
А на следующее утро была Суббота.
Облаченный в талес и накинутое поверх пальто, шел я через весь город к еврейскому кладбищу.
Здесь, прямо возле кладбищенских ворот, стоит домик, бывшая резиденция сторожа, а сегодня дом
собрания местных евреев – в простонародье синагога. Почему-то не удивляли свастики, накаляканные
на стенах близлежащих домов. Не шокировали подозрительные взгляды местных старообрядцев и
православных, которые при виде человека в необычном одеянии, не знали, что им делать – креститься
или нет. Поразили евреи. Они совсем растерялись, увидев живой талес, открыто прошедший через
весь Новозыбков. Они не умели молиться. Они даже не умели открыть Сиддур – в кладбищенской
синагоге еврейские книги стоят как неприкасаемые святыни.
Мне было неловко. Я стоял, облаченный в талес, повторяя слова Субботней молитвы.
Они сидели за столом сзади и не знали, что же требуется от них. Постепенно тишину начали нарушать
разговоры. Такие, какие обычно слышны на скамейках возле дома. Молиться стало все труднее.
Возникло желание обернуться и кричать – возьмите в руки книги и молитесь. И вдруг, как большая
острая игла, меня пронзила мысль – мы же в одних и тех же ботинках. Мне неловко, потому что нет
привычной службы, не слышно чтения Торы, нет Хазана и даже обычного перешептывания в задних
рядах синагоги. Им неловко, потому что они попали в непривычную обстановку, не знают что правильно,
а что нет, как вести себя и что делать. И от этой неловкости каждый пытается сбежать в удобное для
себя состояние. Конечно же, я запел. Мелодия вырвалась сама собой и была необычной ни для меня,
ни для них. Слова молитвы стали приобретать какой-то совсем другой смысл. Стало очень тихо.
И только из русской печи нам подпевал чолнт своим особым неповторимым запахом.
А потом опять были разговоры. Они уже не напоминали бесед на лавочках. Заговорили евреи молчания.
Кто то вспомнил стихи, кто то говорил о своих предках. Кто-то запел Ломир Алэ Инейнем…
Вам, наверное, кажется, что за столом сидели одни старики? Совсем нет. Были и молодые, и даже дети.
Именно тогда у меня пропало ощущение, что я нахожусь на кладбище некогда цветущей еврейской общины.
И дело не только в том, что за еврейскими песнями и обрядами воскресли мертвые –
это ведь не большое чудо. За еврейским кошерным субботним столом воскресли живые евреи Новозыбкова.
...А после Субботы, за какие-то три дня, в центральной библиотеке организовали концерт еврейской песни. Впервые за многие годы в самом центре города звучал Идиш. Никогда я так не волновался
перед выходом на сцену, как в тот вечер. Продержаться на сцене помогли глаза слушателей.
Поначалу я старался объяснять и переводить каждую песню, но в какой-то момент необходимость
в этом просто отпала...
Еврейская культура и предпринимательство - неотрывно связаны с историей
нашего города. "Из песни слов не выкинешь", как говориться
Карна писал(а):Никакой этнической культуры доставшуюся славянским жителям г. Новозыбков
я никогда не видел и не слышал.
Всю жизнь жили и живут своим этническим кругом. Во всех землях (странах).
Интересно, в нашем городе было несколько еврейских домов.
Этот, в другом расположено здание городского УПК. И, по-моему,был еще где-то...
Хотелось бы узнать об этом подробнее.
Новозыбков входил в черту оседлости, поэтому евреи составляли значительную долю
населения города. Были две Большие Каменные синагоги.
Первая - на последней картинке этой страницы.
Вторая - действительно - впоследствии была занята учебно-производственным комбинатом.
Но теперь, после ликвидации УПК, здание вновь передано иудейской общине для создания
Еврейского общественно-культурного центра.
/.../Евреи стали собираться и молиться у кого-то на дому, напртив 1-й школы.
Потом их и оттуда выселили. Они и ответили в 90-х массовой эмиграцией.
Вот и кумекаешь, а были ли в нашей истории вообще думающие люди?
... еврейская община-государство Израиль.
Если кто-то читал произведение Григория Горина " Поминальная молитва"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0% ... 0%BB%D1%8C)),
он поймет, что для наших краев (граница России, Беларуси и Украины)
еврейская тема как никогда актуальна.
Во всяком случае количество евреев в Новозыбкове даже сейчас значительно.
Да и тема, как отличить еврея от русского у нас не закрыта. Тем не менее мы живем бок о бок.
Что говорить, если мою бабушку (из Тюмени войной занесенную в Новозыбков )
с русским дедушкой познакомили евреи (так она сама мне рассказывала).
Но сейчас наша русская молодежь воспринимает историю как сказки народов мира.
Для них это все далеко, они ЛЮДИ МИРА.
Знаю, что в моем детстве вроде и жили все вместе в "многонациональном" государстве,
но все помнили от какого они Ваньки или Иосифа.
Думаю, так и должно быть, потому что сколько бы ни говорили о всеобщей любви и братстве,
каждый должен уважать свои корни.
Житель города N писал(а):Boris
все же вы немного ошибаетесь. Не беря в расчет Новозыбков,
в мире есть евреи такие же как и мы, а есть те, кто состоит в ZOG.
Если возможно, поделитесь, пожалуйста, памятью о Ваших близких,
о юности Ваших родителей, кузенов - кузин, просто хороших друзьях-новозыбковцах
(неважно, какого происхождения, ведь в жизни города все сосуществуют
вместе, рядом изо дня в день...)
... буду рада любой информации на тему того, кто же этот тов. Нехамкин.
Может быть есть имя, может какие то еще названия и имена - все, что у кого то есть.
...съездите немедля в Гомель и Новозыбков, вот явка туда,
а затем двигайте поскорее на юг, там работы масса и страшно нужны люди.
Новозыбков, искать дом Гаврилы Иван Шведова, рядом с ним дом с 2 - мя окнами
на ул. тоже Шведова, спросите Якова Борисовича Нехамкина.
Пароль: Мне нужен Володя.
Ответ: Он ждет».
...
могу ли я предположить, что этот гарный молодец имел родственников?
(родители, братья, сестры и т.д.)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2