URS пишет:
Если возможно, поделитесь, пожалуйста, памятью о Ваших близких,
о юности Ваших родителей, кузенов - кузин, просто хороших друзьях-новозыбковцах
(неважно, какого происхождения, ведь в жизни города все сосуществуют
вместе, рядом изо дня в день...)
Это, ув. УРС, материал необъятный, не форумного формата.
Расскажу, вкратце,
о своём отце, Илье Соломоновиче Фельдмане, ибо судьба его типична для того поколения евреев, чья юность пришлась на революцию
и гражданскую войну. Мой отец родился 18 июля 1908 года, если следовать канонам
разного рода предисловий, то "родился в большой бедной еврейской семье", где было шестеро детей, постоялый двор деда, корова и беспросветная нужда. Все дети, чуть повзрослев, батрачили на зажиточных крестьян.
Следуя по проторенной дорожке, отца моего отдали учиться в хедер, начальную религиозную школу,
где его четыре года натаскивали на знание канонов, Торы, Талмуда, на начала древнееврейского языка. Кончилось это скандалом - наставник отца стимулировал его прилежание табачком, и дед их засёк.
Был он крут, скор на расправу и физически силён. Отец, рассказывая об этом эпизоде и в пятьдесят лет автоматом потирал места, куда ему дед ума вкладывал.
Старший брат Исаак пришёл домой однажды, декорированный красным бантом, за что дедом был проклят и изгнан из дому. Он ушёл в отряд Щорса, воевал "за рабочее дело" и был убит в бою.
Отец, и его брат Михаил горячо приняли новую власть, стали комсомольцами, поехали
на строительство Комсомольска-на-Амуре, работали там, потом завербовались на строительство метрополитена в Москве, где отец стал ударником, хорошо зарабатывал, продвинулся в культурном уровне, посещал театры, вернисажи, музеи, видел первый чемпионат СССР по футболу...
Вернувшись в Новозыбков женился, к 1941 году родились двое мальчиков-погодков. Когда немцы заняли Гомель, родители мои пешком ушли на восток, до Курска, где попали в эшелон.
Тиф скосил детей, заболел и отец, его бы вышвырнули из вагона, но он, бывший инкассатор банка,
имел ствол, поэтому не посмели.
В армию
отец призвался из Оренбурга, прошёл военными дорогами от Сталинграда до Таганрога,
был ранен, контужен, после госпиталя освобождал с советской армией Варшаву, Будапешт, брал Берлин,
и закончил войну в Бранденбурге в чине мл. сержанта. На фронте вступил в партию, и был правоверным коммунистом, ровно до 1956 года, до знаменитого доклада Хрущёва на ХХ съезде КПСС.
Работал на деревообделочном заводе обычным рабочим, квартиру получил уже находясь на пенсии-обычная, рядовая судьба человека, родившегося в начале ХХ века, примечательная только подробностями, которым здесь не место.
Никакой особенной еврейской жизнью ни он, ни его братья-сёстры никогда не жили, идиш знали слабенько, о еврейской культуре тоже нет разговора, ибо еврейская культура-это иудаизм, религия,
так получилось, что сохранить самоидентификацию евреи могли только замкнувшись на свою религию,
так было до гуманизации западной Европы в девятнадцатом веке, когда отворились двери гетто,
и евреи вошли в большой мир, многие, кстати, выкрестившись.
Многие считают, что еврейская культура это лихой танец "Семь-сорок", пошленькая песенка
"Хава нагила" да блатняк "за Одессу". Это, разумеется, не так.
Еврейская культура растворилась в культурах народов, где евреи жили в диаспоре,
в основном в Украине, России, США, в странах Средиземноморья,
и Пастернак, Мандельштам, Бродский, Дунаевский, Островский, Френкель, Ботвинник,
Таль, Бронштейн и так далее это именно русские поэты, композиторы, шахматисты...
Но
когда мы слушаем песню, которую любят в России петь за столом "Вот кто-то с горочки спустился",
то в ней явственно слышны интонации, с которыми бабушка Дунаевского напевала ему
колыбельную перед сном...