Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.

Местечко НОВОЗЫБКОВ

Модератор: URS

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ, Нехамкины

Сообщение Juс » 08 авг 2012, 20:52

Догадываюсь.
Так же догадываюсь, что вполне возможно
они все родственники между собой, хоть и очень дальние.
А какие вообще могут быть варианты поиска\получения информации
о представителях этой фамилии живших в том районе в 15-30 гг прошлого века?
Juс
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 авг 2012, 17:40

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение Const » 09 авг 2012, 12:05

Тема новозыбковского еврейства мне давно казалась интересной
и не менее богатой историей, чем, например, старообрядчество.
Думается, что можно даже собрать этно-краеведческий материал и опубликовать.
Это было бы прекрасным пособием для наших школьников по краеведению.
Воспоминания Бориса (именно живой, а не канцелярский язык)
могут стать частью подобной тематической подборки.
Дело еще и в том, что если в недавнем прошлом еврейская тема была табуированной,
то сейчас наоборот, в большинстве своем это уже никого не интересует
(все заняты добыванием денег). Но все же...

Кстати, по сведениям из нашей мэрии, есть проект строительства на месте расстрела
в Карховском лесу большого мемориала, подобного "Бпбьему Яру" в Киеве.
Конечно, нужны большие средства, хотя в перспективе это могло бы стать
одной из памятных достопримечательностей города и, безусловно,
способствовало посещению Новозыбкова паломниками и туристами.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 09 авг 2012, 18:50

Const пишет:
Тема новозыбковского еврейства мне давно казалась интересной
и не менее богатой историей, чем, например, старообрядчество.

...Воспоминания Бориса (именно живой, а не канцелярский язык)...



Уважаемый Коллега Const,
большое Вам Спасибо за добрые слова и тонкое понимание
замысла этой рубрики
. Вообще, думаю, самое удачное развитие И-нет проектов -
это продолжение начинания за пределами "виртуального пространства".
Дело И-нета сформировать команду сподвижников, объединить их какой-то благой целью
и сообщить первоначальный импульс... А воплощение проекта - дело Живой Жизни :)

Что касается еврейской составляющей в культуре и истории Новозыбкова,
на мой взгляд, это - интересный и богатый пласт.
Но... с влиянием старообрядчества в судьбе Новозыбкова - сравнивать его не рискну...
Думаю, все-таки - разные категории. Старообрядчество - историческая доминанта.
Еврейская составляющая(по-моему разумению) остается одной из равных
в пестром ряду "этноэлементов" Нашего Края... - таких, как малороссийский,
великоросский, белорусский, польский. Но, это только мое личное скромное мнение.
Кстати говоря, надеемся открыть в ближайшее время Темы, посвященные
этим народам и их традициям в Истории нашего Края.


Безусловно присоединяюсь, Уважаемый Коллега, к Вашим интересным идеям
о закреплении национальных культурно-исторических традиций в печатных изданиях.
Замысел - просто замечательный. Спасибо за инициативу.

Да, конечно, зарисовки ув.Бориса - талантливо воскрешают эпизоды из жизни
местечка Новозыбков - недальнего прошлого века.
Жаль, только что-то
давно не баловал нас Ув. Друг-Борис своими замечательными рассказами... ;)

Но, наверное, яркое и непревзайденное, "соло" Бориса
вполне могли бы дополнить и другие наши авторы. :)
Пусть - более скромными, но не менее ценными для нас кратким
воспоминаниями о друзьях и близких. О живых или уже ушедших
наших земляках-Новозыбковцах...


С неизменным Уважением и признательностью,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 10 авг 2012, 09:17

Марк Фрейдкин

КАМПАНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЗОЛОТА И ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.
ИСТОРИЯ АЗРИЕЛА ЛИВШИЦА


1.
В конце 1933 г в Клинцах началась кампания по изъятию у населения золота и драгоценностей,
о которой, помню, так весело было читать у Булгакова. Не знаю, насколько успешно она протекала
в масштабах всего городка, но могу сказать с уверенностью и некоторой даже гордостью,
что от моих родственников властям многого добиться не удалось.

В частности, Лейб Аршавский, муж Анеты, даже будучи уже одной ногой в могиле, предпочел
выкинуть бутылку с золотыми монетами в колодец и отсидеть несколько месяцев в тюрьме,
нежели добровольно выдать свои сбережения
.
Кстати, мне рассказывали, что в этой клинцовской тюрьме помимо традиционных для того времени
методов воздействия на заключенных (об этих методах я буду говорить чуть позже) применялись и другие, не вполне тривиальные. Один из них заключался в следующем: арестовывали самых
уважаемых стариков-евреев и под конвоем водили их по камерам, чтобы они агитировали сидящих там соплеменников сдавать драгоценности. На практике это выглядело так: стариков заводили в камеру,
и они выкрикивали: «Реб такой-то, гит он! (отдай!)», но при этом, поскольку конвойный оставался
за спиной, показывали кукиш, недвусмысленно давая понять, что именно следует отдавать.

Одним из активных участников этой кампании был клинцовский следователь Короткин (или Короткий). Подобно многим палачам сталинского времени, он был евреем и, более того, чуть ли не каким-то нашим дальним родственником. Мой отец хорошо помнил, как однажды вечером, около восьми часов, Короткин с несколькими милиционерами явился с обыском в дом Соломона и ласково спрашивал
у 8-летнего отца: «Где у твоего папы лежат такие блестящие желтые кружочки или колечки?»
Обыск продолжался до 4 часов утра, причем даже на двор по нужде и мужчины и женщины выходили
в сопровождении милиционера. Тем не менее, найти ничего не удалось, хотя у Соломона и имелся золотой портсигар — единственная, впрочем, семейная драгоценность и реликвия.
Чтобы не уходить с пустыми руками, Короткин арестовал Соломона и Хаву.
(Кстати, едва ли не в тот же день в Феодосии был арестован по тому же поводу и старший брат Соломона, Меер.) Соломона, однако, через несколько часов отпустили домой.
А Хаву как дочь бывшего купца третьей гильдии держали около трех месяцев. От нее добивались признания следующим способом: ее ставили спиной к раскаленной печке-буржуйке, чтобы нельзя
было прислониться, и оставляли на ногах по 24 часа, в то время как постоянно меняющиеся
следователи вели допрос. От этого у Хавы началась непрерывная нервная икота, и когда Короткин
на нее кричал: «Хватит притворяться, ведьма!» — Хава ему отвечала: «Попробуй притворись так сам, изверг!» Но, несмотря на все усилия, добиться от Хавы ничего не удалось, как мне думается, по той простой причине, что, вероятней всего, у нее ничего и не было, и через три месяца ее выпустили.

Вскоре стало известно, что в клинцовскую тюрьму привезли из Новозыбкова Азриела Лившица, сына Хаси Фрейдкиной и Бинемина Лившица.
Азриел был человеком весьма и весьма состоятельным, и у него, надо полагать, имелось в немалом количестве то, что так интересовало следственные органы.
Однако и здесь Короткина ждала неудача, хотя среди прочих истязаний несчастному Азриелу
(а ему было в то время уже далеко за 50) ведерной клизмой заливали воду в нос, а потом клали доску
на живот и прыгали на ней. Но Азриел не раскалывался. Тогда Короткин арестовал двух его сыновей,
один из которых (кажется, Григорий) был, между прочим, младшим краскомом и впоследствии вернулся с Великой Отечественной войны без руки, ноги и глаза, и начал пытать их при нем.
Этого Азриел вынести не смог и сказал Короткину:
«Все, я признаюсь. У меня есть золото. Поезжай туда-то, там все зарыто».
Короткин, как дурак, поехал, куда сказали, но, конечно, ничего в указанном месте не нашел.
«Ай, ты, наверно, плохо искал! — сказал Азриел.
— Давай я поеду с тобой и все покажу».
Они поехали вместе, и по дороге Азриел каким-то образом сбежал.
Короткин несколько раз стрелял ему в спину, но не попал.
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ, Азриел ЛИФШИЦ

Сообщение URS » 10 авг 2012, 09:17

Марк Фрейдкин

КАМПАНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЗОЛОТА И ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.
ИСТОРИЯ АЗРИЕЛА ЛИВШИЦА

2.
Далее мой отец, с чьих слов я рассказываю эту историю, описывает следующую картину:
он сидел дома, кажется, болел; его мать Ревекка, умирающая от рака печени, лежала на печи,
укрывшись с головой каким-то тряпьем, и непрерывно стонала; бабушка Гинеся сидела за столом
и штопала чулок. Вдруг открылась дверь и вбежал Короткин. Он был очень взволнован и с порога закричал: «Бабушка Гинеся, где твой племянник?»
«Тебе лучше знать, — ответила Гинеся, — он же у тебя сидит. А если сбежал, то молодец, что сбежал». Так стало известно, что Азриел сбежал. Его ловили, искали у всех родных,
и даже когда Соломон отвозил Ревекку в Климов в больницу, где ей и суждено было умереть, переодетый в штатское Короткин провожал их до самого поезда.

Однако Азриел, в отличие от Короткина, был не дурак. Понимая, что на железнодорожной станции
в Клинцах его будут ждать, он как-то добрался до другой железнодорожной ветки и уехал в Смоленск.
Там он прорвался в кабинет председателя облисполкома (тогда Клинцы относились к Смоленской области) и рассказал обо всем, что ему пришлось испытать. Как это ни странно, но ему поверили, отпустили с миром и даже дали какую-то бумагу, чтобы он мог забрать своих сыновей из клинцовской тюрьмы. Когда Азриел «со щитом» вернулся к изумленному Короткину за сыновьями, тот спросил его:
«Слушай, Азриел, как же ты не боялся бежать? Ведь я стрелял в тебя, мог тебя убить!»
«Ха! — ответил Азриел. — Я же знаю, как вы стреляете! Разве вы умеете стрелять?
Вы же палачи, вы умеете только пытать!»

Когда мой отец рассказывал мне эту историю, она, честно говоря, казалась мне не очень
правдоподобной. Особенно ее счастливый конец. Но со временем выяснилось одно обстоятельство,
которое если и не подтверждает ее окончательно, то, во всяком случае, делает немного более
достоверной.
Где-то в самом начале своей хроники я упоминал, что один из видных революционеров —
Подвойский — был родом из Красной горы. Так вот, мне рассказали, что в юности Подвойский был большим приятелем Азриела
и тот якобы из Смоленска сумел связаться с ним и попросил заступничества. Что ж, возможно, это было и так, хотя я не уверен, что Подвойский к 1934 г
обладал еще сколько-нибудь реальной властью.

___________
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Местечко НОВОЗЫБКОВ, 1941-43 гг

Сообщение URS » 10 авг 2012, 09:24

Boris пишет:
В-третьих, какие, (нецензурн...)* драгоценности могли иметь обычные обыватели,
всё давно по ТОРГСИНам разошлось, если и были у кого-то.



ЖИТЕЛЬ гророда N пишет:
А то, что были драгоценности и золото, тут вы меня не переспорите.
Я не хочу никого обидеть, но все же. Это не плохо, что вот у евреев были деньги,
и то что они пытались их сберечь...


Boris пишет:
О золоте. Большинство евреев в Новозыбкове (мы ведь о Новозыбкове говорим,
не о Ротшильдах и Карнеги?) занимались ремеслом, до войны, конечно, то есть, были
обычными обывателями, то есть, перебивались с хлеба на воду. Если вы знаете способ
на зарплату сапожника, продавца, часовщика, портного скопить на бриллианты и золото,
то дайте знать...




Марк Фрейдкин

КАМПАНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЗОЛОТА И ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.
ИСТОРИЯ АЗРИЕЛА ЛИВШИЦА


3.
Вообще же об Азриеле, несмотря на всю эту отчасти героическую историю,
все мои родственники отзывались крайне неодобрительно, припоминая за ним всякие
сомнительные махинации, кляузы и анонимные доносы.

Когда началась война, Азриел эвакуировал на всякий случай из Новозыбкова свою семью,
но сам никуда не поехал, во всеуслышание заявляя, что он имел с немцами хорошие гешефты
еще во время первой немецкой оккупации и что он не верит во все эти «бобэ майсес» (бабушкины сказки)
о том, что немцы, мол, убивают всех евреев — не такие они идиоты, им же надо с кем-то иметь тут дело.

Энергия и предприимчивость этого человека были таковы, что, даже убедившись в своей роковой ошибке, он не пал духом. Азриел собрал у не успевших или не захотевших уехать новозыбковских евреев все их золото и драгоценности, присовокупив, надо полагать, и от себя все то, во имя чего он принимал муки от рук Короткина и его присных, и предложил это немцам
в качестве отступного за их жизни. Надо ли рассказывать, чем все это кончилось?..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение Антонина » 10 авг 2012, 17:57

Будьте добры, коллега, поясните, кто такой Марк Фрейдкин,
которого Вы цитируете. Он случайно не известный бард,
автор песни про Машу и ее рыженькую сучку.
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 10 авг 2012, 21:48

АНТОНИНА пишет:
... кто такой Марк Фрейдкин,
которого Вы цитируете. Он случайно не известный бард,
автор песни про Машу и ее рыженькую сучку.


Уважаемая Коллега, Вы правы.
Марк Иехиельевич Фрейдкин (род. 14 апреля 1953)
— российский поэт, прозаик, переводчик, автор и исполнитель песен.



С неизменным Уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение Антонина » 11 авг 2012, 07:17

Спасибо, коллега.
Хотела вложить песенку Фрейдкина
про Машу, но расширение mp3 не проходит.
Антонина
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 23 июн 2011, 10:55

НовозыбковЪ, Лифшицы, Фрейдкины...

Сообщение URS » 12 авг 2012, 10:47

АНТОНИНА пишет:
Хотела вложить песенку Фрейдкина...



М.б., и к лучшему, что техника "подвела" на сей раз.
Это сочинение Фрейдкина "Про Машу..." совсем "не по Теме" на этой "ветке".
У него есть любопытный цикл о музыкальных заимствованиях -
там звучат песни прошлых лет...
Вставим оттуда что-нибудь более подходящее к случаю ;)


С неизменным Уважением,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 12 авг 2012, 10:49

Людмила Гончарова:
(Из воспоминаний о судьбах сыновей
Сачковского дьякона Николая Подберезского*
)

...Тем удивительнее была новость, что Евгений Подберезский,
лучший ученик Новозыбковской школы, где он продолжал учебу,
окончив Климовскую семилетку, после одной из таких потасовок
отчислен из выпускного 9-го класса «за антисемитизм»:
мальчишка, над которым он одержал боевую победу,
оказался евреем, о чем Женя не подумал в пылу сражения.
Политика властей была в этом отношении неумолимой как в годы
деятельности ЧК, так и позднее в 30-е годы.

Женя вынужден был уехать в строящийся город Запорожье,
но до конца своей короткой, героически закончившейся жизни*,
оставался убежденным интернационалистом.

Новозыбков был первым городом, в котором побывал мой отец,
навещая брата незадолго до этого происшествия.

У вокзала стояли извозчики, он выбрал одного, тот укрыл его ноги
медвежьим пологом. Отец назвал адрес и подумал: «Ну, поеду, як пан».
Ребята, выходившие из школы, окружили Женю, настойчиво куда-то
звали, но, увидав младшего брата, он сказал:
«Нет, не могу. Пойду зверю город показывать»...


*
... родной брат отца Евгений Николаевич Подберезский, имевший бронь,
но ушедший на фронт добровольцем.


см "Георгиевская Ленточка", по ссылке
viewtopic.php?f=13&t=390&p=6330#p6330
_____________
* по публикации: Л Гончарова, Земля Предков, 2011, Рязань
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Буся АГРАНОВСКАЯ, Воспоминания

Сообщение URS » 24 авг 2012, 12:34

Дорогие Друзья, Участники и Гости Форума,
мы рады Вашим откликам, желанию поддержать и инициировать Темы
на Историческом форуме сайта НОВОЗЫБКОВ.

По поручению Уважаемого Александра Аграновского,
размещаем публикации талантливой мемуаристки - Буси Аграновской,
посвященные Новозыбкову и Новозыбковцам, чьи судьбы опалила
Великая Отечественная, 1941-1945 гг.


Мои родители Аграновский Израиль и Хайкина Буся из Новозыбкова.
Они всю жизнь очень любили свой город с которым расстались в 1941.
Маме очень хотелось знать, есть ли что-то в музее 1й школы
про её брата Хайкина Иосифа,
закончившего 1 школу 21 июня 1941г.
и погибшего в 1942 , она отправляла туда фотографии .

Родителей уже нет , а я был в Новозыбкове всего 2 раза .
Другом отца был известный краевед Арон Вольный - Эпштейн .

... прошу разместить статьи на форуме города в разделе *Местечко*
и посмотреть музей 1 школы.

Заранее благодарен.
Александр Аграновский

________________
* Сердечно Благодарим нашего Неравнодушного Друга - KARNA21
за содействие публикации.

C неизменным Уважением,..

На фото: Буся АГРАНОВСКАЯ, автор воспоминаний
Вложения
Буся Аграновская, Ромашки.jpg
Буся Аграновская, Ромашки.jpg (150.65 Кб) Просмотров: 8441
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: НОВОЗЫБКОВ, Жертвы ХОЛОКОСТА

Сообщение URS » 24 авг 2012, 12:38

Буся АГРАНОВСКАЯ
Брат мой, боль моя
(Памяти навеки 18- и 19- летних)

Изображение
Иосиф ХАЙКИН

Перед Великой Отечественной войной мы жили в городе Новозыбкове Брянской области.
В нашей семье Хайкиных было трое детей - две сестры и брат, младший брат - Иосиф.
Мы с сестрой Раей учились в Учительском институте, а Иосиф окончил среднюю школу
№ 1. Его выпускной вечер состоялся в последнюю пятницу перед страшным воскресеньем
22 июня 1941 г.
Я на всю жизнь запонила этот вечер и нашего мальчика, ставшего вдруг
взрослым, самостоятельным парнем. Он был младше меня на 3 года, но постоянно вел
себя, как старший заботливый брат. Как-то мы с ним ехали в поезде, я задремала,
а брат стоял рядом у окна. Я проснулась от странного пения:
"Ты постой, постой, красавица моя,
Дай мне наглядеться, радость, на тебя..."

В это время Иосиф хватает назойливого певца за грудки и спрашивает:
- Сам вытряхнешься из купе или тебе помочь?
Тот испуганно ретируется и отвечает:
- Сам, сам выйду.

Иосиф хорошо пел, участвовал в самодеятельности, любил спорт, музыку, самостоятельно
выучился играть на мандолине. Как-то он прочел мне монолог из пьесы Горького "На дне",
вначале, как монолог трезвого, а потом - как пьяного Сатина. Это было здорово!

С детства он мечтал иметь собаку и очень обрадовался подарку отца - щенку немецкой овчарки. Иосиф заказал книги по служебному собаководству и начал готовить Рольфа
к службе на границе. Пес оказался понятливым, исполнительным, а учитель старательным.
Я тогда была секретарем кафедры русского языка в Новозыбковском институте, которой заведовал незабвенный профессор Павел Андреевич Расторгуев. Собрания кафедры обычно проводились по веечерам, и брат вместе с Рольфом часто встречал меня около института,
а это было далеко от нашего дома. Позже Иосиф научил собаку быть единственным,
но очень надежным провожатым
А когда мы все эвакуировались в товарном вагоне, то пришлось оставить Рольфа
другу брата, но он вырвался, прибежал в наш двор и долго лаял и плакал, завывая.
Вскоре немцы разбомбили вокзал и наш дом. Осталось только каштановое дерево.

Мы же оказались в Казахстане,в Джамбуле. Иосиф ежедневно бегал в военкомат,
равлся на фронт. Он рыдал:"Какой я несчастный, не берут в армию, молод ещё.

А как только ему исполнилось долгожданные 18-ть, обрадовался:
"Наконец-то мобилизовали." Его направили в Кызыл-Орду на короткую подготовку,
а оттуда в пекло - на фронт, на Сталинградскую битву. Пришло всего несколько писем.
Там и погиб наш мальчик, так и не увидев настоящей жизни. Погиб за Победу!

Из военкомата пришло извещение родителям:
"Ваш сын, Хайкин Иосиф Ильич 28 ноября 1942 года погиб смертью храбрых
и похоронен по адресу: Сталинградская область, Кагановичский район
хутор Свердлова, Б Осиновка".


После долгой переписки, летом 1966 г мы с сыном Александром поехали
на поиск могилы Иосифа.
Область была уже Волгоградской, район Суровикинский,
хутор назывался Свиридово. Осиновок было несколько, а Б Осиновка оказалась не Большой,
как думали, а Ближней./.../ В вечерней электричке из Волгограда в Суровикино мы пытались
узнать, как добраться до нужных мест, и случайно разговорились с заведующим РОНО,
тем самым, который отвечал мне на запросные письма. Он устроил нас в местную гостиницу
и показал маршрут. Утром с трудом на попутках мы добрались до хутора Свиридово
Ближнеосиновского сельсовета и увидели неприглядную картину - искривившийся невзрачный
метеллический обелиск на замусоренном участке. На обелиске было только 3 фамилии,
в том числе и фамилия брата. Наш Иосиф, Наш бедный мальчик. "У незнакомого поселка,
на безымянной высоте" Я плакала. Могилу окружили хуторяне, появился директор школы
с учениками. Принесли много цветов, убрали мусор и опавшие листья. Сын купил в магазинчике
конфеты и печенье. В общем "помянули". Возвращались мы в Суровикино пешком вдоль узкой
узкоколейки. В какой-то будочке попросили воды. Сторож, узнав о цели нашей поездки,
сказал: " Напрасно приехала, дочка, никто не знает, кто и где похоронен. Я охотник,
часто наталкиваюсь на неприбранные кости. Некому убрать и это не останки немцев.
Рядом ведь лежат звездочки красноармейские".
Мы подружились и много лет переписывались с молодой учительницей с того хутора.
Я посылала ей траурные ленты с надписями, сладости для детей, подарки.
А она мне снимки могилы. Там в Дни Победы и в Дни Советской Армии проводились
траурные митинги, стояли ученки-часовые.


В 50-х гг при сторительстве Цымлянского водохранилища многие участки тех мест
подверглись затоплению, и тела погибших были перенесены и перезахоронены в общих могилах. Только в Суровикинском районе 35 братских могил советских воинов, погибших
в дни Сталинградской битвы (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 г). Страшно сказать -
погибло в этой гигантской битве более 1 миллиона 100 тысяч наших солдат и офицеров.

Я писала в разные инстанции: в район, в область, в Москву - с просьбой об увековечении
памяти погибших. Они ведь сражались за Родину! Теперь в Свиридово установлен большой памятник в 3й колонке 17м сверху записан мой дорогой брат - Хайкин И И.
Да будет благословенна его память.


А в школу № 1 города Новозыбкова, которую окончил брат, послала фотографию Иосифа
- у них есть стенд с портретами выпускников, погибших на фронте.

В 80-х гг я купила книгу Гр. Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние".
Прочитала и со слезами на глазах гладила эту книжку. Навеки девятнадцатилетние,
да это же о моем погибшем брате Иосифе и таких, как он. Он остался для меня
и всех, кто его знал, юным 18-летним. Нвсегда. Навеки.

Имя Иосифа Хайкин включено в Центральную Базу данных имен жертв Катастрофы
в Национальном Институте Холокоста и Героизма Яд ва-Шем в Иерусалиме,
а в Беэр Шевен на могиле моей безвременно ушедшей в 1884 г сестры
Раисы Ильиничны Липкиной (Хайкиной) есть надпись, посвященная нашим
родителям и брату. "В память о семье Хайкиных - Эли, Ривы, Иосифа". Помним.

________________________________
* "Секрет", № 717, 27 янв 2008

Материал размещен по поручению А. Аграновского,
при содействии Уважаемого участника Karna21
Вложения
Иерусалим.jpg
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 24 авг 2012, 13:17

Изображение


ХАЙКИН Иосиф Ильич
(+ 1942)
Уроженец -с Мартыновка Могилевск обл., Белорусск ССР,

Последнее место службы - 333 СД 5я Танковая Армия
Воинское звание - красноармеец, ящичный
умер 28.11.1942, х Громки Клетского р-она Сталинградской обл.

Сообщить Матери - Хайкина Рива
г Джамбул, ул Учулинская, д № 59



Захоронен - Волгоградская обл.
Суровикинский р-н, х. Ближняя Осиновка

Братская могила - 102 известных воинов

ж/б обелиск 2, 5 м воздвигнут в 1957 г
Шефы - Ближне-Осиновская 8-летняя школа


____________________________________

ЦАМО. Ф 58, Оп 18001, дело № 692
* 27.01.1943
Из Донесения о безвозвратных потерях - 333 сд






Изображение

На Фото: х. Свиридовский.
Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы.
Стела сооружена в 1956 г.
Вложения
волгорадскя обл.jpg
волгорадскя обл.jpg (191.53 Кб) Просмотров: 8443
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 24 авг 2012, 13:40

Буся АГРАНОВСКАЯ, Иерусалим

Фрида из НОВОЗЫБКОВА
Еврейские мотивы. Печальная история.


Изображение
Фрида Резникова и Любовь Аграновская, 1937 г, Новозыбков


В Брянской области есть небольшой, но такой любимый мною город Новозыбков.
Здесь прошли перед войной мои студенческие годы, здесь я начала работать
в пединституте на кафедре русского языка, здесь вышла замуж за сокурсника -
прекрасного человека Израиля Абрамовича Аграновского, здесь трагически погибли
мои родные и близкие.

Хоть родилась я в местечке Мартиновка Костюковического района Могилевской области,
но родиной считаю этот чудесный городок, город моей любви, моего счастья и моего горя.

Недавно я прочла гимн города Новозыбкова
на слова и музыку В и С Лузик:

И на месте старинном и зыбком,
И в белом наряде берез,
Раскинулся мой Новозыбков,
Мой город, знакомый до слез.
Всходило здесь зеленью детство,
И юность садами цвела,
Наполнилось музыкой сердце,
А с музыкой песня пришла
.

Как близки мне слова этого гимна!

В Новозыбкове мы очень подружились с двоюродной сестрой мужа -
Фридой Резниковой. Она была озорной, веселой, начитанной девушкой,
душой нашей компании, с ней всегда было очень интересно.
Знала Фрида несколько языков - английский, немецкий, французский, идиш,
умела хорошо рассказывать.


Когда началась война, мы едва успели эвакуироваться в Казахстан,
а родители мужа и Фридина семья остались в городе, не веря слухам о зверствах немцев,
о массовом уничтожении евреев.
Нацисты разрушили 18 фабрик и заводов, в том числе
и знаменитую спичечную фабрику "Волна революции", сожгли почти все еврейские дома.
Расстрелы начались в Новозыбкове 28 августа 1941 г, через 5ть дней после прихода нацистов.
Начали с мужчин, точнее со стариков, которые не могли идти на фронт. Кто-то донес
на родителей моего мужа, что их сын (брат мужа Семен) офицер, и Абрам Лейбович
Аграновский был расстрелян одним из первых. Мать мужа Веру (Двойру) Давыдовну
Аграновскую (Резникову) вскоре уничтожили в душегубке.


5.286 новозыбковцев и жителей района расстерляои нацисты за 2 г оккупации,
из них - более 3.000 евреев. Только в январе 1942 г во вру в Карховском лесу недалеко от города были расстреляны 2.860 евреев - детей женщин, стариков. Сейчас над их братской могилой есть обелиск. Карховка - это место страшного перступления нацистов, подобное урочищу Бабий Яр в Киеве
.

Арестовали Фриду с двумя млолетними сыновьями. Немцы разлучили Фриду с детьми.
Её вместе с 2 тысячами молодых людей загнали в товарные вагоны. Их повезли на запад,
в нацистское рабство.
В вагоне было тесно и душно. Ехали долго. Один парнишка сумел пронести скрытно в вагон ножовку. Пока поезд шел, узники дружно выпиливали в полу отверстие - дорогу к свободе, к жизни. Установили очередь и выпрыгивали ночью
по одному, прячась от охраны, лежали на рельсах непождвижно до отхода поезда и потом скрывались, как могли. Пряталась в лесу и группа беглецов, в которую попала Фрида,
искали убежище, оружие. Однажды услышали нерусскую речь, думали, что немцы, а оказалось, французские партизаны. далеко заехали! Тут-то и пригодились знания Фриды - чужие языки и умение готовить.Она была в отряде и переводчицей, и поварихой,
бралась за любую работу. Жила только надеждой найти и встретить сових близких,
вернуться в родной Новозыбков. И вот Победа, которую так ждали! Свобода наступила
не сразую. Долгой и трудной была дорога домой в Новозыбков, а дома родного уже не было - сожжен, не было родителей, сыновей - всех расстреляли проклятые нацисты, муж погиб
на фронте.


Брат Фриды - Илья Резников еще до войны работал механиком в Москве в Метрстрое.
У него и поселилась Фрида, но уже не та веселая девушка, а утомленная горем пожилая женщина, помогающая воспитывать племянниц Марину и Веру.
О работе по специальности
не было речи и речи, и она, эрудит и полиглот, нашла работу во фруктовом ларьке в центре Москвы. В этом ларьке в 1950 г мы с мужем, 6летним сыном и сестрой мужа Любой, встретились с Фридой, которую не видели много лет. На прощанье она подарила моему сыну невиданный тогда фрукт - наанас, вкус которого запомнился навсегда. Теперь мы живем
в Израиле - стране, где растут эти чудесные фрукты, на земле, "текущей молоком и медом",
но Фрида, к сожалению, не дожила до этого времени..

Данные о погибших приведены из книги друга моего мужа -
А Г Вольного (Арона Эпштейна) "Нововзыбков, 1989
и из статьи Т Ривкинда "Эхо прошедшей войны, журнал "Лехаим", 2003, № 5
.
_____________________________________
* "Секрет", № 733, 18 мая 2008


Материал размещен по поручению А. Аграновского,
при содействии Уважаемого участника Karna21
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение agranovsky » 24 авг 2012, 15:36

Уважаемые земляки моих родителей -
выпускников 1940 г Новозыбковского института
Аграновского Израиля и Хайкиной ( Аграновской ) Буси, мир их памяти.
Большое спасибо за публикации. Они очень любили свой город.

Александр Аграновский
agranovsky
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 20 авг 2012, 23:21

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 24 авг 2012, 16:21

Александр Аграновский пишет:
... моих родителей - выпускников 1940 г Новозыбковского института
Аграновского Израиля и Хайкиной ( Аграновской ) Буси, мир их памяти.
Большое спасибо за публикации. ...Они очень любили свой город.



Благодарим и мы Вас, Уважаемый Александр,
за интересные и содержательные рассказы Вашей Мамы.


С Уважением и Признательностью,..
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 25 авг 2012, 10:10

Александр Аграновский, Иерусалим



Спасибо - УЧИТЕЛЮ...
Памяти моего Отца,
выпускника Новозыбковского Учительского института, 1940 г.



Изображение
Израиль Агарановский, 1940



24 июля 1912, Новозыбков - 15 сентября 1996, Иерусалим

Папа родился в городе Новозыбкове (Черниговской губернии - urs)
недалеко от Брянска, в семье служащего
.
Всего всего 4 года он учился в еврейской школе – хедере, где были приняты телесные наказания и учитель – меламед за любую провинность бил учеников длинной линейкой.
9-летний Израиль не терпел несправедливость, и однажды, когда бородатый учитель
уснул за столом, Израиль с другом разлили на столе столярный клей, так что бороду
учителю пришлось подрезать, что недопустимо для верующего еврея.
Второго подростка вскоре нашли убитым, а папу прогнали из хедера, побоявшись
связываться с его отцом, Абрамом Лейбовичем, который был очень сильным человеком,
гнул подковы. На этом закончилось еврейское образование и началось самообразование.

Израиль Аграновский активно занимался комсомольской работой, свято веря тогда
в идеалы коммунизма, как и многие другие его наивные сверстники, был весёлым, компанейским, прекрасно танцевал, мог даже вприсядку.


Отслужил срочную службу в Сибири и на Алтае. На Енисее как-то провалился под
лёд и был чудом спасён однополчанами.

После службы вернулся в родной Новозыбков, работал на спичечной фабрике и вновь
занялся комсомольской работой, организовывал пионерские и комсомольские лагеря
в Злынке и в Карховском лесу, там, где в 1942 г фашисты расстреляли еврейское
население Новозыбкова, в том числе и его отца. Бабушку, Веру Давыдовну Аграновскую – Резникову, уже в первые дни оккупации немцы сожгли в душегубке как мать красного командира, брата отца - Семёна. Та литовка, которая выдала бабушку и дедушку
и заняла их дом, позже в 50-ые гг, рассказывала папе и мне, как она спасала
Аграновских и просила нас взять её на содержание, папа почти согласился,
но соседи рассказали ему всю правду.

Активный комсомолец, Израиль Аграновский в 30-ые годы был направлен в Смоленск
- сначала в райком, а потом и в обком комсомола третьим секретарём
. Через три дня
после начала его работы в обкоме, папа с ужасом узнал , что арестованы, как вредители,
все руководители обкома, а на него просто не успели «настучать» - и это его спасло.

Израиль ушёл учиться на рабфак, а далее поступил в Новозыбковский учительский
институт на факультет географии. Учился отлично и на церемонии награждения
отличников познакомился с будущей учительницей русского языка 18-летней Хайкиной (Аграновской ) Бусей Ильиничной, которую любил, обожал и лелеял всю свою жизнь.
Вскоре они сыграли свадьбу, получили красные дипломы и уехали в 1940 г
по распределению в казахский городок Джамбул.


Настоящей школой для молодых педагогов стала местная школа имени Пушкина, которой руководила директор, репрессированная литовка Тутлис Анна Адамовна, местный Макаренко. Она взяла шефство над молодой парой, обучив их жизни и учительскому труду. Мама преподавала русский язык и литературу, а папа свою любимую географию и военное дело. (Через 8 лет во Фрунзе папа случайно встретил на улице изгнанную из Джамбула Анну Адамовну и устроил её на работу библиотекарем в дом офицеров, именно она заменила мне бабушку в те нелёгкие годы.)

В июне 1941 г молодые педагоги поехали...в родной Новозыбков в первый свой отпуск.
Мамин брат, Хайкин Иосиф, вскоре погибший под Сталинградом, закончил школу,
и 21 июня семья была на выпускном вечере, гуляли до утра, того самого страшного утра,
когда началась война. Папе надо было срочно возвращаться к месту работы в Джамбул,
где он стоял на военном учёте.


Семья Хайкиных – отец, мать, сестра и брат мамы - эвакуировались в тот же Джамбул
за два дня до прихода немцев, а мой наивный дедушка Аграновский ехать отказался,
не веря в зверства немцев против евреев, да и не хотел оставлять свой дом
.
Вечная ему память!

Эшелон, в котором ехали родители, бомбили под Брянском, но их вагон уцелел.
В Казахстане папу призвали в армию в пехотное училище в Катта-Курган, там он сначала учился, а потом и преподавал военное дело. Судьба хранила папу, его так и не направили
на фронт, хотя он несколько раз подавал об этом заявления.
Папа служил на афганской границе, в Фергане, Фрунзе, Самарканде и в Азербайджане.
С 1950 г. он служил в авиадивизии в Сангачалах, а с 1952 года - в Баку. Эту авиадивизию
под командованиеим лётчика-аса генерала Юрия Михайловича Беркаля перебросили
в Северную Корею как китайских добровольцев, оставив в Сангачалах самого командира
и всех офицеров–евреев, только евреев.
Сколько «добровольцев» полегло в Корее тогда... А отцу, чтобы не посылать в Корею потенциального «безродного космополита», как тогда называли евреев, предложили продолжить педагогическую учёбу в большом городе и перевели в Сальянские казармы в Баку.

В 1955 по приказу Хрущёва уволили из армии 1.200.000 человек, в том числе и его
(без всякой пенсии)
. Вот тогда и пришлось продолжить учёбу в пединституте и начать преподавать географию в заочной школе моряков Каспия. Навсегда запомнились ему
экзамены на кораблях и Нефтяных Камнях, поездки на рыболовецкие баржи.

Очень хотелось работать с детьми, и с 1957 по 1970 годы Израиль Абрамович преподаёт географию в школе № 164 , а с 1970г. до выхода на пенсию в 1987г. в школе № 178
города Баку.

... в Баку Б.И. Аграновская была завучем школы № 35 и директором школы № 222

Добрый, тихий и интеллигентный, он никогда не опускался до крика на детей .


Вот что пишут его ученики из 178-й школы:
Александр Альшванг:
Была у Израиля Абрамовича одна замечательная черта - он так обо всем рассказывал,
что было практически невозможно (по крайней мере для нас, 12-15 летних) отличить его собственные воспоминания от искуссно пересказанных. Было такое ощущение, что он побывал не только почти во всех странах мира, но и знал огромное количество известных людей...


Израиль Аграновский с родителями и сестрой Любой, Новозыбков, конец 30х гг
Вложения
Агарновские, Новозыбков, конец 1930х.jpg
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение URS » 28 авг 2012, 20:31

Союз БОРЬБЫ... в НОВОЗЫБКОВе



БРУШТЕЙН, Иосель (Есель) Лейзерович,
(Род. ок. 1874 г.,
мещанин Черниговск. губ.

учился в Новозыбковск. реальном уч-ще, не окончил.
В 1898 г. привлечен по делу
киевск. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".
После обыска 11.03.т. г. в Екатеринославе
отдан под особ. надз. полиции там же.
По выс. пов. 22.03.1900 г. подчинен надз. полиции
в черте еврейской оседлости в избранном месте жительства

Обзор 1898—99 (Ук.). — Деп. пол., 4 д-во, 1898, № 120. —
М-во юстиции, 1896, № 13600—601.
"Путь Револ.", I, 105, 109 (Приложения).
Аватара пользователя
URS
 
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 19 дек 2011, 19:46
Откуда: РФ, Москва

Re: Местечко НОВОЗЫБКОВ

Сообщение Const » 01 сен 2012, 00:23

Занятный материал опубликовала когда-то областная газета,
издающаяся в в Новозыбкове "Брянский регион".

Он хотя прямо и не относится к нашему городу,
входившему когда-то в черту оседлости,
а вот Брянск был за этой чертой, посему... в общем сбрасываю.
Название публикации "Торговые войны"


5.09.2007 г. газета "Брянский регион"
Когда в Брянске появились первые евреи – неизвестно. Но пристальное внимание на них обратили только в конце XIX века, когда они начали вести бурную торговлю, составляя конкуренцию коренным торговцам. И, по всей видимости, конкуренция была серьёзной,
так как среди евреев были шапочники, чулочники, цирюльники, портные, слесари, стекольщики, сапожники, кружевницы, белошвейки. Некоторым местным жителям
не понравился такой расклад, и вскоре на евреев начались гонения.

По закону и без оного

В 1874 г Брянская Городская Управа сообщала в Городскую Думу:
«Заметив вредное влияние еврейского населения на нашу местную промышленность,
Управа просит Господина Уездного исправника проверить все их документы и выслать
из города тех, которые окажутся не имеющими права здесь жить».


Уездный исправник выполнил поручение и вскоре написал ответ. В нём значилось,
что в Брянске проживает 53 еврея, 22 из них – мещане, которые занимаются
ремёслами на правах коренных жителей, и никаких претензий к ним предъявить нельзя.

А вот остальные 31 человек – это иногородние. Но из них только трое не имеют
права жить и торговать в Брянске, так как у них отсутствуют ремесленные свидетельства.
Соответственно, только к ним, по закону, можно предъявить претензии.

Тогда брянский городской голова решил самолично провести повторную проверку.
И обойдя только полгорода, он обнаружил не трёх, а 13 евреев, которые незаконно
жили и торговали в Брянске.

– Я уверен, что ещё больше нашёл бы евреев, не имеющих права здесь жить,
– утверждал городской голова, – но для этого мне пришлось бы составить подворный
список по всему уезду. А я не смогу исполнить этого, потому что в мои законные
обязанности такая деятельность не входит. И, кроме того, здоровье не позволяет.

Действительно ли большинство евреев не имело права заниматься торговлей или же нет – история умалчивает. Вот только с того времени за них взялись серьёзно. Полицейскому управлению было приказано ловить евреев, незаконно живущих в Брянске, и немедленно,
без дальнейших разбирательств, высылать из города.


Обвинение в размножении

Но отдать приказ легче, чем его исполнить. И в 1875 г Губернское Правление написало лично брянскому городскому голове о том, что в городе увеличивается численность евреев, «имеющих вредное влияние на местную торговлю», а со стороны полицейского управления
не принимается никаких мер. А меры должны приниматься самым строгим образом:
если человек еврейской национальности не имеет права торговать и жить в Брянске,
то его следует немедленно выслать из города.

Тогда Губернское Правление велело Брянскому уездному исправнику взять ситуацию
в свои руки. Но несколько дней спустя исправник написал жалобу на… Городскую Управу.
Он говорил, что Городской Голова и Городская Управа сами тормозят высылку евреев
и тем самым затрудняют распоряжения полиции.

А трудности заключались в том, что, по словам исправника, Управа с одной стороны велит высылать евреев из города, а с другой – сама же выдаёт им свидетельства на право торговли.
В конце этой жалобы исправник прилагал документы, в которых был зафиксирован один
такой случай.

Несколько лет назад Брянской Городской Управой было выдано свидетельство о временных правах на торговлю и промышленные заведения Смоленскому Почётному Гражданину
Янкелю Зеликину, а от Брянского казначейства он получил свидетельство на табачную
и мелочную лавочки.

В январе 1875 г Зеликин написал купеческому племяннику Самуилу Слуцкому доверенность на все его – Зеликина – дела: коммерческие, уголовные и гражданские.
Таким образом, между ними был заключён контракт на то, что Слуцкий в течение всего
1875 г работает приказчиком при его лавках, которые находились на станциях
Орловско-Витебской железной дороги.

Кроме того, исправник намекнул, что именно Управа способствует тому, что евреев
с каждым годом становится всё больше и больше.

Рассмотрев сообщение исправника, Губернское Правление велело Городской Управе
сообщить им, чем она руководствовалась, выдавая Зеликину свидетельство на торговлю.
Ответ не заставил себя ждать.

Городской голова возмутился тому, что в «размножении» евреев в Брянске винят
Городскую Управу.

– Это вовсе не так, – сообщал он, – Управа никоим образом не затрудняет распоряжение полиции, ибо выдаёт торговые свидетельства только тем, кто имеет на это право.
Говоря о множестве случаев, когда мы выдавали свидетельства незаконно,
исправник приводит лишь один пример. И это не случайно! Такой эпизод всего один.

Он объяснил, что Янкель Зеликин носит звание Потомственного Почётного Гражданина.
И, разрешая ему торговлю в Брянске, Управа поступила совершенно законно, так как
звание Великороссийского гражданина снимает все ограничения, установленные для евреев.

А вот в том, что Зеликин обзавёлся приказчиком-евреем, Городской Голова просил не упрекать Управу, потому что она на это никаких документов не подписывала.

Затем брянский городской голова сам написал орловскому губернатору жалобу о том,
что, несмотря на указ о высылке евреев, их численность не уменьшается. Правда,
уточнял он, не стало видно некоторых евреев, но никто не уверен в том,
что они покинули город.

Губернатор одобрил политику Управы и велел действовать с таким же упорством.
Результаты, дескать, будут позже. Но жалобы всё равно не прекращались.
Они приходили то в Управу, то в уездное полицейское управление.


Замкнутый круг

А в мае 1877 г Городская Управа сама написала в полицейское управление о том,
что в городе проживает еврей Бенциан Янкелевич Гринблат. Она покорнейше
просила выселить его на родину или в иные места их, евреев, осёдлости.

Причём Управа доводила до сведения Управления, что 28 апреля торговыми депутатами
города Брянска был составлен акт, что Гринблат, занимаясь портняжным мастерством
и имея у себя учеников, не имеет на то узаконенного документа. При сём прилагался просроченный паспорт Гринблата.

Гринблата выслали без разбирательств. И таких случаев были десятки. Они повторялись
из года в год. Незаконно торгующих евреев высылали из города, но их численность
в Брянске росла.

В январе 1885 г Брянская городская Управа писала в брянское
уездное полицейское управление очередную жалобу.

Члены Управы совместно с помощником полицейского пристава Домбровским
на городской базарной площади (ныне стадион «Динамо») обнаружили злостное нарушение закона. На принадлежащих городу столах, отдаваемых Городской Управой в арендное содержание, пятеро евреев самовольно заняли столы и торговали с них шапками
и картузами. Городская Управа просила полицейское управление удалить их
с базарной площади.

Полицейское управление так и поступило, но в начале февраля двое из этих евреев
– Абрам Пендрик и Лейба Шмуйлович – написали в Брянскую городскую Управу прошение.

«Проживаем мы в городе Брянске с давнего времени, занимаемся шапочным ремеслом
и тем зарабатываем себе на жизнь. До сего времени торговали мы с дозволения Брянской Городской Управы на базарной площади (на столиках). Эти столы мы брали с торгов
и, соответственно, платили за них деньги. Сейчас, из-за того, что брянские торговцы
пишут на нас жалобы, и закон запрещает нам торговать, мы испытываем страшную
нужду и в пропитании, и в оплате жилья. Вы разрешаете нам продавать товары лишь
со своих мастерских, но прибыли от этого мы никакой не имеем. А то, что наша продукция дешевле продукции коренных торговцев, то никакого вреда в этом мы не замечаем.
Даже наоборот – мы приносим пользу народонаселению».

В конце прошения евреи умоляли Управу подумать об их детях.

Управа ответила им гордым молчанием, что означало: либо торгуйте со своих мастерских,
либо не торгуйте вовсе. И, тем не менее, евреи, проживающие в Брянске, не из робкого
десятка и репрессии властей их не пугали. Следовательно, конец бумажной войне
не предвиделся.

Местные мастеровые и торговцы в начале 1887 года написали в Брянскую городскую
Управу заявление о том, что еврей Зелик Агранович в Брянске и на рельсопрокатном
заводе торгует всякого рода мануфактурными товарами (шубами, мехами, воротниками, шапками, сукном и т. д.). Причём товары эти он не производит, а закупает в Москве.

По словам жалобщиков, этот Зелик Агранович лишает их «последнего пропитания
и наносит вред местным торговцам». Они просят городское руководство принять меры.

Тогда Аграновичу запретили торговать. Но он не сдался и в 1888 г открыл
мастерскую по производству мужских шляп и фуражек. И тут уже власти
не смогли предъявить ему никаких претензий. Всё делалось по закону.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

cron