Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.
Модератор: URS
На Стародубье, покрытом непроходимыми лесами, богатом
залежами болотных и дерновых руд, остро ощущалась нехватка пахоты.
Земледелие не было здесь источником существования,
таковым являлись различные промыслы.
Многочисленные заводики – рудни, буды и гуты –
стремительно множились по всему Стародубью и Северщине.
Ими владели гетманы, казацкая старши́на, а также богатый и
влиятельный Киево-Печерский монастырь.
На РУДНЯХ не только добывалась и перерабатывалась руда,
но и производились железные изделия, необходимые в сельском хозяйстве,
военном деле, строительстве. Они приносили солидный доход владельцам
на протяжении всего XVII и 1й пол XVIII в.
Но затем местное железо не выдержало конкуренции с высококачественными
более дешевыми изделиями из Москвы и Тулы. Малороссийские рудни
пришли в упадок и в начале XIX в были полностью ликвидированы.
ГУТОЙ (от немецк Hutte) назывались небольшие заводы, имевшие печь
для производства стекла. Поначалу на них изготовлялось простое зеленое стекло
и разного сорта посуда, но в XVIII столетии стали производить хрустальные изделия
высокого качества. Местным хрусталем торговали даже в московском Гостином дворе.
В ассортимент известной Голубовской гуты, принадлежавшей Киево-Печерской Лавре,
входили: «стаканы вишняковские», рюмки различных форм и объемов, бокалы,
«блюдца конфетные», «фляжки штофные», подносы и многое другое.
Славилась своим хрусталем и Блешневская гута, Ропской волости, принадлежавшая
Разумовским. Гутами владели Стародубский полковник Лукьян Журавка,
гетман Даниил Апостол, граф П. А. Румянцев.
Пять гут в слободке Злынке являлись собственностью русских старообрядцев.
Разбросанные по всей Малороссии БУДЫ – небольшие поташные заводики – и сегодня
напоминают о себе названиями местных Гетманская Буда, Спиридонова Буда, Лакомая Буда.
В 1683 г войт (староста. -авт*)стародубский Спиридон Яковлевич Ширай
поселил крестьян в лесной местности на принадлежавшей ему земле и открыл
здесь поташный завод. Слобода получила название Спиридонова Буда.
Поташ и смольчуг – вещества со щелочными свойствами – были необходимы для
производства стекла, красок, свечей, мыла, кож. Поташ находил большой спрос
не только в Малороссии и Великороссии, но и вывозился за границу.
На многочисленных речках ставились плотины, устраивались мельницы.
Они требовались как для работы рудни, буды или гуты, так и для прокорма работников.
Во 2й пол XVII в на Стародубье насчитывалось более ста восьмидесяти водяных мельниц.
Климов, в отличие от старинного, с польских времен известного
малороссийского села Сачковичи, был основан лишь в XVIII веке
как старообрядческая слобода, и нередко в мальчишеских драках
слышалось: «Хохол, Мазепа!»
– на что обидчик получал: «А ты москаль, кацап!».
Но в общем-то жили дружно, и частые смешанные браки стирали
и без того незначительные различия между русскими, украинцами и белорусами.
Захватывающие рассказы отца о его детстве на Брянщине я могла слушать бесконечно.
Это было вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в дальневосточном
городе Ворошилове-Уссурийском, где он служил журналистом в газете «Сталинский воин».
В лицах изображал отец историю бедного сельского дурачка Стефана,
сторожившего огород и прозевавшего свиней, за что получил от батьки трепку до полусмерти.
После этого мальчишки, завидев его, кричали: «Стефан! Свиньи в бульбе!» –
и дурачок в ярости кидался в погоню за обидчиками.
Или вспоминал, как приезжала к ним в гости из Чернигова тетя Анюта, учительница,
с мужем – лесничим Филиппом Григорьевичем Серёдко и сыном Юрочкой.
Вся детвора сбежалась поглазеть на городского хлопчика в коротких штанишках и туфельках. Четырехлетний Юрочка долго разглядывал аиста на крыше диаконовского дома и, наконец,
решился спросить:
– А чо лэлэка* на одной ножке стоит? –
Босоногие мальчишки в грязно-белых домотканых подштанниках залились смехом.
Отец, желая избавить братца от конфуза, предложил:
– Пойдем в лесок? –
Подумав немного, Юрочка ответил:
– Ты хочешь в лесок, а я хочу маслица,– вызвав новый приступ хохота у детворы.
____________________________________
* Лэлэка – аист (укр.)
Ну, чепела- это совсем просто!
ЕЛЕНА писал(а):Шибку как то все пропустили.
Это окно, вернее часть окна.
URS писал(а):Коллеги, о ком в наших краях говорят:
"Он /она - як (как) СКРИПОЧКА..."
Что это за "скрипочка" такая?..
Кто слышал, Кто знает ?
С Уважением,..
...и дали мы с ним хорошего "дрозда"...
Кацап писал(а):Ответы на вопросы по местному наречию можно найти в словаре профессора Новозыбковского пединститута П.А.Расторгуева.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 87