Здесь обязательно нужно отметить
Владислава Викторовича ПОЛЯКОВА (1936-2005),
детские годы которого прошли в Новозыбкове.
О нем изданы несколько монографий и альбомов,
проводилась в 2006 г. выставка в Новозыбкове.
В отличие от некоторых упоминаемых здесь земляков
у него много работ посвященных нашему городу, причем сделанных
не с фотографий, а с этюдов и рисунков, выполненных с натуры.
Будучи одним из учеников П.А.Чернышевского, он часто бывал в Новозыбкове. Последнее посещение было в 2004 г., как участника Андреевских чтений
в филиале БГУ, приезжал он вместе с вдовой Даниила Андреева.
В.Поляков был разносторонне одаренным человеком, писал стихи,
играл на многих музыкальных инструментах, имел много искусствоведческих публикаций. Умер и похоронен на своей родине, в Хвалынске.
Вот его краткая биография:
Владислав Викторович ПОЛЯКОВ
родился 7 апреля 1936 года в г. Хвалынск Саратовской области.
Здесь родился К.С.Петров-Водкин.
В разное время работали В.Э.Борисов-Мусатов,
И.С.Горюшкин-Сорокопудов (жена у него урожденная хвалынчанка),
П.В.Митурич, В.В.Хлебникова, И.А.Елатонцев, В.Н. Челинцева и другие.
Окрестности Хвалынска, Волга - оставили глубокий след в сознании автора.
Первоначальные знания и навыки по изобразительному искусству
В.Поляков получил в кругу семьи, в общеобразовательной школе
и в кружке при Доме пионеров города Новозыбков Брянской области,
куда он переехал в 1946 году вместе с матерью.
Его первыми учителями были художники С.И.Саввичев
(ученик И.С.Горюшкина-Сорокопудова) и П.А.Чернышевский.
В 1947 году несчастный случай коренным образом изменил его жизнь.
На несколько лет он попал в больницу, а дальше корсет, костыли,
палочка, больницы, операции, санатории… И так в течение всей жизни.
Но он сумел, по возможности, мало обращать внимания на свои недуги.
В 1956 году, на костылях, Поляков поехал учиться в Пензенском
художественном училище. Его дипломной работой становится
серия гравюр, навеянных поэзией Ф.Тютчева, С.Есенина.
В эти и последующие годы он постоянно ездит то в Новозыбков,
то в Хвалынск, путешествует по Волге... И рисует, делает гравюры
на линолеуме… Так появляются его работы посвященные Новозыбкову,
Брянску… Но это не исторические места, а природа то в ее расцвете,
то зимой. «Вы не представляете как изнываю я по милой природе,
как хочется рисовать на лоне её – руки сами просятся!».
Дальше, после окончания училища, работа на дорогой ему Хвалынской земле,
в школах Ленинградской области, учеба в Ленинградском отделении
Московского полиграфического института. Его преподавателями
становятся профессор Г.Д.Епифанов и художник К.П.Савкевич.
Учебу он совмещает с работой в школах и изостудиях, сближается
с окололитературной средой, много ездит, изредка иллюстрирует книги.
Но в течение нескольких лет главное для него работа в мастерской,
библиотеках. Это его университеты, в которых он знакомится
с творчеством различных художников, запрещенных и полузапрещенных
в советское время, отходит от общепринятых норм в искусстве, ищет
и находит свои приемы, осваивает технику рисунка восковыми мелками...
В результате появляются серии рисунков «Мне дали морскую раковину»,
«Павлово-на-Неве», многочисленные натюрморты, портреты…
В натюрмортах изображает неодушевленные предметы, керамические
и стеклянные кувшины, цветы, показывает их «предисторию», их «жизнь».
В серии «Дерево» он «оживляет» эти «существа». Они живут, расцветают,
страдают, борются за свою жизнь, умирают… Иногда просматривается
пантеистичное отношение Полякова к природе.
Лечась в Выборге, путешествуя, он создает серии «Шахматово»,
"Письма из Выборга", "Монрепо". «Художник с большим мастерством
и предельной откровенностью стремится личное и конкретное сделать
широким и общим, сообщая листам своим незабываемую динамику чувств,
настроений, переживаний, размышлений. Это своеобразная песнь любви
и признательность городу».
Он переезжает в Солнечногорск Московской области и работает
в музее-заповеднике А.Блока «Шахматово», продолжая работать
над листами, посвященными Блоковскому Подмосковью.
Последние годы он живет в родном городе Хвалынск.
Этот город всегда был для него главной темой. Он начал рисовать
его в молодости, закончил в конце жизни. Он поселяется в родовом доме.
И продолжает работать над пейзажем. Но его интересует не «исторический»
пейзаж, не конкретные виды того или иного места, а Горы, Волга, Небо,
Земля, Солнце, их единство. Иногда кажется, что это не современный пейзаж,
а первобытный, где все наполнено каким-то покоем, спокойствием,
безвременьем. Он рассматривает пейзаж как нечто вечное, как единства
Природы, Времени, Человека...
Работы В.Полякова находятся в собраниях Музея истории г. Ленинграда,
Литературного музея (Москва), Музея им. И.С.Тургенева (Орел),
Областном художественно-краеведческом музее г. Истра,
художественно-краеведческом музее им. В.А.Жуковского (Белев),
Хвалынской картинной галерее им. К.С.Петрова-Водкина,
научном центре по изучению творчества В.А.Жуковского (Томск),
Музее-заповеднике А.А.Блока "Шахматово", в частных собраниях
Германии, Финляндии, Чехословакии.
Валерий Гришков,
кандидат искусствоведения,
профессор С-Петербургской академии театрального искусства.
- В.В.Поляков (1936-2005)
- Фотопортрет.jpg (135.68 Кб) Просмотров: 15354