отличительные черты сатори (по д.судзуки)
1. иррациональность.
сатори не является выводом, к которому приходит разум, сатори отрицает все определения рассудочного характера
2.интуитивное прозрение.
в мистических переживаниях имеется элемент разума. в сатори имеется вИдение, постижение. но это вИдение совершенно отличается от того, что принято называть знанием
3.неоспоримость.
знание, открывающееся в сатори, является высшим знанием. оно настолько неоспоримо,что никакие логические доводы не могут опровергнуть его. логика может только установить связь с другими видами знания, которые наполняют кладовую ума.
4.утверждение.
хотя состояние сатори иногда бывает выражено негативными терминами, в основном это утверждающее отношение ко всем существующим вещам
5.чувство потустороннего.
"в действительности это переживание мое личное, но я чувствую, что корнями оно уходит куда-то еще. индивидуальная оболочка, которая так сильно ограничивает мою личность,разрывается в момент сатори. "
6.безличный характер.
в противоположность мистическим переживаниям христиан, в дзене в этом переживании совершенно отсутствует личный оттенок. нет никакого намека на личные, зачастую эротически,е эмоции, которые у христиан проскальзывают в таких выражениях, как огонь любви, изумительная любовь, струящаяся из сердца, объятие, возлюбленный, невеста, жених, духовный брак, Отец, Бог, Сын Божий, дитя божье, и т.д.
7.чувство экзальтации
8. мгновенность.
сатори наступает внезапно и является непродолжительным переживанием