Пример № 5 (Взятие Казани)
Со времени написания статьи мне удалось найти у Сергея Снежко более точные данные про войска, штурмовавшие столицу ханства. Как выяснилось, я прав даже больше, нежели ожидал:
Получается, что не столько татары помогали русским взять Казань, сколько русские помогали татарам выгнать протурецких изменников.
То есть в войске Едигера коренных казанских татар было всего около половины. Да и те, скорее всего, обороняли не собственно Казань, а свои селения на восток от столицы (укрепления Арского леса с гарнизоном в 30000 воинов).
После взятия Казани татары сражались в рядах русской армии в Ливонской войне, потрошили Польшу, пока Баторий осаждал русские крепости. Татары трепали шведов во время Северной войны и намеревались участвовать в битве под Полтавой, но...
«Не отмечен в литературе и факт участия в первой и второй линиях правого крыла боевого построения россиян на решающей фазе битвы нерегулярной конницы - “казаков, калмыков и татар” — их наличие на краю правого фланга зафиксировано на созданной вскоре после баталии рукописной карте».
Проще говоря,шведы успели драпануть раньше, чем легкая конница вступила в бой. Однако они ходили в набеги через Ботнический залив — и уж там-то показали все, что умели. В 1771 году русским войскам Суворова, шедшим на Крым, помогала вдвое большая рать из ногайских татар. По легенде, именно татары вместе с башкирами первыми вошли в Париж во время первой Отечественной войны. Между прочим, в 1814 г., победоносно вступая в столицу Франции во главе союзных армий, в свите императора Александра I шел герой Отечественной войны 1812 г., первый чеченский генерал в российской армии Александр Чеченский. Он был близким другом и боевым товарищем знаменитого партизана Дениса Давыдова, который так писал о нем:
«Росту малого, сухощавый, горбоносый, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных».
Вот они, исторические отношения народов в Российской империи: бок о бок от победы к победе во имя покоя и процветания на землях от Днестра и до самого Тихого океана. Хотя, как ни странно, данные о действиях татар, башкир, других народов в составе русской армии найти оказалось очень сложно, практически невозможно. В то время как сведений о том, как много веков назад эти народы меж собой враждовали — сколько угодно, и не захочешь — наткнешься. Хотя, по уму, все должно быть с точностью до наоборот. Ибо сближает общая история, а не память о доисторической вражде.
Среди отзывов на статью были и такие:
«Зачем автор так заботится о мнении каких-то там татар? Ведь русских в России — 80%. Это мононациональная страна и пусть мелкие народы приспосабливаются или убираются вон!»
Начну с того, что это слова не русского человека. Мы не Запад, мы не истребляем и не изгоняем народы. Российская империя была добрым и уютным домом для 120 народностей и племен — и ни одно из них не сгинуло, не было уничтожено или насильственно «онемечено» (в русском языке и термина-то подходящего нет!). А кроме того, народы в России расселились весьма неравномерно. Разве помогла эта победная статистика десяткам тысяч русских семей, которые были вырезаны в Чечне перед первой чеченской войной? Разве потребовалось численное большинство бандитов-расистов для кровавых трагедий в Кондопоге, Калмыкии, Хамышках? Для большой гражданской войны одного-двух процентов какой-то национальности не хватит. Для маленькой, вроде чеченской — вполне. Для террора по всей России — тоже хватит. Неужели этого кому-то хочется? Хочется превращать народы-симбиоты в народы-враги и выгонять их из нашего общего дома?
А ведь именно к этому пока что дело и идет!
Бог свидетель, в жизни загнивающего Запада можно найти мало чего полезного для нашей страны, но одному обычаю я искренне завидую. Обычаю выборности шерифов в США. Думается, если бы в любом из штатов шериф, зайдя в ресторан и увидев двух-трех мертвых горожан, вдруг ляпнул бы, что они, наверное, сами спровоцировали заезжих мексиканцев на стрельбу и поножовщину — он лишился бы своего значка в ту же секунду. Потому что дело шерифа — защищать честных людей, жителей его города. Иначе — зачем он нужен?
Однако в нашей стране последнее время подобная ситуация случается сплошь и рядом. Бандиты режут или забивают прутьями местных жителей из русских, мордовских, калмыкских или других поселков — но милиция неизменно и однозначно берет под защиту не людей, а бандитов! А людей — призывает к толерантности.
Разве трудно просчитать, к чему ведет такое поведение?
Увидев безнаказанность преступников, молодежь будет сбиваться в стаи, чтобы отомстить самим. Но бить будут уже не преступников, которых не найти, а тех, кто похож на обидчиков: кавказцев, азербайджанцев, вьетнамцев. Те тоже начнут мстить, появятся новые пострадавшие, волна возмущения заставит подняться уже и вполне разумных миролюбивых людей. На защиту милиции никто, по прошлому опыту, надеяться не станет, пойдут карать сами, органы МВД привычно попытаются защитить инородцев от местного населения и... И что дальше? Истребление местного населения инородцами при поддержке ОМОНа? Или уничтожение возмущенными людьми всех приезжих без разбора, причем вместе с милицией и кричащими о толерантности чиновниками?
Неужели кому-то хочется увидеть именно такую картину?
Очень хочется напомнить, что понятие «толерантности» пришло к нам с Запада — того самого, для которого фашизм является вполне естественной формой демократии и который мужественно истребил все народы, которые встретил в процессе своего развития, и которые не смогли оказать Западу достойного отпора. Вполне естественно, что принесенная в Россию эта самая толерантность неминуемо породит расизм, братоубийственные конфликты, посеет ростки фашизма. Чтобы избавиться от расизма, нужно возрождать опыт Российской империи, а не уродовать русский менталитет. Уважайте мнение коренного населения — и вам не придется подавлять его бунты.
А начинать борьбу с фашизмом нужно с правды. Той самой, которую положено говорить на уроках истории. Рассказывать не только о том, как казанские татары грабили Русь — но и о том, как они изгоняли с Руси поляков и ливонцев. Говорить не только о замирении мещеры — но и о мужестве егерей Сорокового полка, выбившего у Бородино французов из Багратионовых флешей, говорить не только о репрессированных народах — но и о том, почему и за что они репрессированы. Не плюйте в свое прошлое — и оно не выстрелит в ответ. Говорите правду — и, может быть, многие сотни мальчишек не станут врагами России. Просто потому, что паутине лжи не удастся проникнуть в их души.