Форум закрывается. Регистрация новых пользователей остановлена.

Поэзия Брянщины

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 15 дек 2010, 10:44

Что-то забыли про классику. Она, как известно, вне критики. Попробуйте высказать что-нибудь недостойное про неудавшиеся стихи... (не будем называть имена, они у всех на слуху), ничего не получится. В искусстве главное не "как" и "что", а "кто" - недавно получил подтверждение этой мысли, перечитывая Даниила Гранина. А в Новозыбковской поэзии они ведь тоже есть. Например, недавно скончавшийся в Штатах Николай Водневский, наш земляк, известный между прочим писатель и поэт, представитьель второй волны русской эмиграции. Его имя в ряду очень известных имен, просто это долгое время скрывали. Есть и другие, но для них нужен, кажется, отдельный Пантеон.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 16 дек 2010, 03:07

Вы знаете, Конст - было время, когда я тоже думал, что классика совершенно свела людей с ума. Иногда смотришь на какой-то откровенно слабый текст великого писателя и поражаешься тому, что вокруг него 10 получающих неестественное удовольствие литературоведов строят какие-то замки из малопонятных простому народу букв. Но, в последнее время, у меня открылись глаза. Главное, как и в политике, - просто подать голос. На упомянутых ниже торрентах я вступил в обсуждение аудио-книги Толстого "Война и мир" и высказал свое давнее мнение о том, что этот роман затянут, изобилует плохими, малочитаемыми местами и стилистически временами просто слаб. Я особый специалист по "Войне и миру" - мне пришлось прочитать роман три раза, написать по нему вступительное сочинение в институт и небольшую работу уже в студенческое время. И вот, по привычке, прикрывши голову клавиатурой, жду страстных обвинений в ниспровержении авторитетов и пр. и др. И что же я получаю - массовое согласие! Оказывается, многие хотели это сказать, но никто не решается. Мне до сих пор пишут письма благодарности, так как от учителя литературы такого не ожидают. И все-таки, - это моя фраза, - чтобы не любить Толстого, надо его прочитать.

Но это лирическое отступление.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 17 дек 2010, 13:19

Ах, Вадим, Вы, оказывается и на Льва Толстого покусились... Ну, это Вам точно даром не пройдет :o , хотя, краткие изложения классических произведений давно уже заняли свое место на полках книжных магазинов, и ничего. Впрочем, кажется, есть даже книжка ляпсусов известных авторов, причем не только стилистических, но и грамматических. Так что ниспровержение авторитетов не такой уж парадокс нынешних времен. Да и Толстому это ничем не грозит. Исключения, как известно лишь подтверждают правило.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 18 дек 2010, 14:00

Я не совсем покусился. Толстого я уважаю и его талант признаю. Что мне не нравится, так это рассуждения о БЕЗУСЛОВНОМ таланте. Как будто это не человек, а робот. Если мы табуизируем ЛЮБУЮ критику классиков, то мы так ничего никогда и не поймем в литературе и такую науку, как литературоведение, можно будет вообще хоронить (к слову сказать, она и так стремится к нулю). Роман, даже самый большой, пишут люди, а не Боги. Потому критика классики должна быть в программе не только ВУЗов для литераторов, но и в школьной программе. Надо учить людей критическому отношению к авторитетам, а не к их почитанию. В конце-концов, модели поведения "Пушкин - самый великий русский поэт" (с чего это вдруг?) и Путин - самый великий русский политик - необычайно похожи, не правда ли?
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 20 дек 2010, 23:34

А учитывается ли здесь временной фактор (и пространственный тоже)? Мы-то смотрим на произведение, написанное более века назад со всоей колокольни, вооруженные знаниями о "правильном" изложении, напичканные теорией стилистики и психологии воздействия на человека фонетическими средствами языка (ораторское искусство, публицистика), то чему учат не только на филологических факультетах, но еще больше и основательней на журналистских. Кстати, Вадим, о 50 ежегодных выпускниках нашей "Альма-матер" я сужу и по публикациям в местных изданиях, куда определенная часть их приходит работать. И знаете ли, многого не нахожу, чему их должны были бы научить (и сами они взять), грешат-с, так сказать. Так вот, о времени. Сто, стопятьдесят лет назад писали не для торопливого информационного сглатывания, а чтобы просто было чем занять долгие нудные вечера без электричества, радио и телевизора. Я, может быть, банален, но авторы как раз для такой (с российской привязкой по месту-пространству) аудитории, из которой они сами вышли, и писали. Я как-то попробовал осилить Лажечникова, Господи, как это было тяжело дочитать до конца. А ведь в свое время им ведь зачитывались. Иначе бы он не дошел просто до нас. Другой пример совсем не легкого, чтения - Достоевский. Да современная журналистика его бы просто зарезала, камня на камне не оставив, не будь это признанный в мире литературный гений. А талант, гениальность, величие может признать только время... Может знаете анекдот:
"2025 год. Новая Российская энциклопедия: "Л.И. Брежнев - мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой". Правда, вместо этих фамилий можно поставить какие угодно, - "Нам не дано предугадать". Поэтому остается лишь принимать "сочувствие" по поводу собственных инсинуаций, в том числе и творческих.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение 13) » 21 дек 2010, 00:34

Подавленно притулившись в уголке и бормоча себе под нос: попробовала бы я в набитом троллейбусе... в пробке...Толстого...
Аватара пользователя
13)
 
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 31 мар 2010, 20:10
Откуда: Брянск

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 21 дек 2010, 03:44

Конст, Достоевского и тогда клевали, кстати. Сталин тоже его не полюбил. Многие мои знакомые считают "Преступление и наказание" неудачным детективом. Я не разделяю этого мнения. Один Порфирий чего стоит - мне недавно пришло в голову, что с него списан Коломбо.

Но оставим это. Оценивать литературное произведение современники никогда не умели и никогда не научатся. В основном, потому, что нет большой альтернативы в вопросе выхода на читателя. Слава Богу, появился интернет. Теперь можно напрямую шагнуть. Но и этот выход не самый соблазнительный. Во-первых, интернет-сайты строятся по принципу "ты мне, я тебе". Во-вторых, критикуют много (под псевдонимами мы смелы, не примите на свой счет), но ведь не по делу. Вместо разбора ритмов и рифм говорят о содержании стиха, вместо анализа выразительных средств говорят об орфографических ошибках. Это не уровень беседы.

И вот получается что - там нас критик не пропускает (профессионал, мать его), тут нас свои же братья гнобят. И всем этим Достоевским примерно то же самое пришлось пережить, только с успехом. А в чем выражался успех? Мы знаем Чернышевского только потому, что Гончаров (большой любитель победокурить) оказал ему небольшую помощь. Мы знаем Гоголя только потому, что он в Риме на царские деньги жил. Ага - уперлись, государство.

Да, государство. Оно, фактически, так и осталось основным заказчиком и покровителем литературы. Хотите печататься? Наваляйте книгу про царя, а там посмотрим. Денег ни у кого нет на самоиздат, а продать книгу и вовсе невозможно. И как тут к читателю-то?

Все закрыто намертво со всех сторон. Но таланты пробиваются. Вот что радует - вся эта система литературных висельников РАБОТАЕТ. Конечно, таким хорошим ребятам как Белинский и Писарев удалось многих похоронить, но что же - таланту нужна и сила воли, и умение держать удар, иначе зачем он такой сдался?

Оценивать же Достоевского теперь частично уже поздно. Конечно же, не то время. Как раз сегоня бегал по интернуту, искал слово "рейтузы" из его лексикона - не знал, что это такое. А нашел - и забуду завтра.

Но ведь других-то читателей, чем современные, у него нет. Уже нет. И других критиков уже нет. Только мы и можем его оценивать. И при этом не только те, кому даны возможности владеть литфаковским набором знаний, а простые плотники, слесари, мыловары, учителя, хулиганы на улице, зэки на зоне, повора в ресторане и даже милиционеры - вот кто публика Достоевского. И если она его не принимает - значит, уж простите, конец ему. Если тебя не читают - тебя, как писателя, не существует.

Но вот ведь беда - читают.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 05 янв 2011, 13:07

Чем дальше в лес, тем больше дров, как говорится. Когда-то мой знакомый, редактор заводской многотиражки, любил вносить разнообразие в свою газетку и печатал там стихи, сообщения о выставках и культурной жизни города, пока его не вызвал директор и, указав на название, строго спросил: "Как называется Ваша газета?". "Станкостроитель", - простодушно ответил он. "Вот о станкостроителях и пишите!" - резюмировал начальник. И хотя теперь нет ни газеты, ни завода, инициатива всегда была, есть и будет наказуема (в "лесу" ведь можно заблудиться или подвергнуться нападению "диких зверей"). Мое предложение - писать здесь лишь о "Поэзии Брянщины", тем более поводов очень много и главный из них - само название темы. А то у нас получается "У попа была собака..." :lol: А общую тему по литературе можно тоже завести.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 07 янв 2011, 20:49

Конст, так помните в фильме "Гараж" - "У Вас уникальная профессия, Вы занимаетесь тем, чего нет". Поэзии Брянщины, что неопровержимо доказано темой, не существует.

Но у меня родились предложения к Александру. Александр, в артхаузе не хватает негатива. Он очень нужен, чтобы не засохло. Предлагаю ввести функцию "не нравится". Кроме того, было бы не плохо, если бы была возможность комментировать без регистрации (анонимно). Маленький город. Все друг друга боятся
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение voprak » 08 янв 2011, 15:37

Вадим, анонимность в любом виде я не приветствую.
Аватара пользователя
voprak
Администратор
 
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 21:01

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 08 янв 2011, 20:24

Ну в кнопке "не нравится" же нет ничего предрассудительного? Я тоже не знаю, кому там что мое понравилось. А так человек имел бы более правильное мнение о своем творчестве.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение voprak » 08 янв 2011, 20:28

Пожалуй, что в кнопке "не нравится" нет ничего предосудительного. Попробую сделать, чтобы при этом не удалились все уже существующие голоса.
Аватара пользователя
voprak
Администратор
 
Сообщения: 283
Зарегистрирован: 22 мар 2010, 21:01

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 14 янв 2011, 12:41

Да, конечно, Вадим, поэзии Брянщины не существует, как таковой, однако существует поэзия, публикуемая исключительно (пока) в издаваемых в Брянской области литературных журналах, альманахах, на литературных страницах газет. Так что об этом и стоит говорить здесь. Я вот и хочу перевести тему в это русло, в частности, дать обзор последних публикаций "Десны". К сожадлению, другие издания у нас не продаются, к примеру "Литературный Брянск". А вот "Десна" у меня почти в комплекте. Последний номер №20 как раз вышел в прошлом году. Вот, что меня немного поразило, так это троекратная (!) (в 18,19 и последнем номерах) публикация там произведений новозыбковского автора Надежды Кожевниковой. Недавно она выпустила свою первую книгу стихов, и была презентация в библиотеке (я, к сожалению, там не был, и книги не видел), но давно знаком с ее творчеством по литературным страницам и встречам в клубе "Зыбчане". По моему, она приглянулась (в переносном, конечно, смысле) главному редактору Сенькову, вот даже стала членом Союза литераторов Брянщины, хотя, должен сказать, ее творчество мне тоже очень нравится. Она чистый и неземутненный надлитературными страстями поэт, и в этом ее преимущество и притягательность. Попробую сбросить здесь одно из ее стихотворений из моих архивов.

Надежда Кожевникова
МОТЫЛЕК-ДУША
Глупый мотылек — женская душа,
Снег на землю лег, плавно, неспеша.
Лег, как навсегда — не откроешь дверь,
Ну, скажи, куда полетишь теперь?
На какой огонь, на какой обман?
Где тебя ни тронь — все болит от ран.
Ну, угомонись, нет ее, любви.
Что ты рвешься ввысь, кто ни позови?
Что ты ищешь там, в призрачной дали?
Не причалят к нам с моря корабли.
И не прилетит сказочный журавль -
Вон синица спит, крылья подобрав.
Полюби! Такой ее создал Бог,
Не смотри с тоской вдаль через порог.
Погашу свечу — не найти огня,
Я покой ищу — пожалей меня.
Тихо падал снег, плавно, не спеша,
Замерла навек мотылек-душа.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 14 янв 2011, 17:33

Конст, а в журнале "Десна" есть критическая проза? То бишь обзоры творчества? Было бы очень интересно ознакомиться. Свое мнение по приведенному стихотворению я выложу вечером.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 17 янв 2011, 04:50

Конст, я обещал написать отзыв о представленном Вами стихотворении. Я его написал. Но он плохой. Стихотворение мне не понравилось, да и не могло. Но я считаю, что анализ стихотворения без автора, тем более негативный, неприличен. Потому публиковать его в открытом виде не буду. Если хотите, перешлю Вам в личку. А вот на сайте арт-хауза пришло время сделать обзор. Этим надо заняться. Предлагаю всем участникам высказать какие-то мысли о своих самых сильных впечатлениях за отчетный период. Это будет интересно.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Иван » 18 янв 2011, 00:30

Вадим Фельдман писал(а):И при этом не только те, кому даны возможности владеть литфаковским набором знаний, а простые плотники, слесари, мыловары, учителя, хулиганы на улице, зэки на зоне, повора в ресторане и даже милиционеры - вот кто публика Достоевского. И если она его не принимает - значит, уж простите, конец ему. Если тебя не читают - тебя, как писателя, не существует.

Но вот ведь беда - читают.

В чём беда? В том, что Достоевского читают? Или Фельдмана кто то читает?
Иван
 
Сообщения: 1622
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 07:00

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 18 янв 2011, 23:24

Иван, что касается Достоевского, то Вы вырвали строку из контекста. "Беда" в данном тексте имеет совершенно другое значение, скорее - радостное, так как я пытаюсь доказать, что классика до сих пор читаема. Если хотите, это просто такое выражение. "Беда" - это слово, предназначенное для тех, кто со мной не согласен.

Для Вас поясню - то, что Достоевского читают, беда для тех, кто со мной не согласен. То есть для тех, кто верит, что Достоевского не читают. То есть для тех, кто со мной спорит. То есть для тех, кому кажется, что Достовевский больше не любим публикой. То есть для тех, кто не умеет читать форумы а реагирует на старые знакомства по принципу поднятого на рога торреро.

А что касается Фельдмана - то я принципиально не хочу переходить на личности. Обратитесь в сентябре. На сентябрь у меня запланирован капитальный ремонт и понадобится новый материал для распила:))
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Иван » 21 янв 2011, 13:39

Очень уж Вы нервничаете на ровном месте.....
Иван
 
Сообщения: 1622
Зарегистрирован: 13 апр 2010, 07:00

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Const » 24 янв 2011, 00:15

Я тут давно по техническим причинам не появлялся. Вижу, что тема постоянно уходит не "в ту степь". В принципе, Вадим, меня отзывы по единичным произведениям творчества не очень интересуют, ибо одна птичка весны, как говорится, не делает. Тем более, литературное творчество (впрочем и все искусство тоже) делается любым органом, но только не мозгами, иначе это не было бы искусством. Известный афоризм, что "ум всегда в дураках у сердца" как раз про это.
Критический раздел (точнее литературоведческо-публицистический) в "Десне" есть, но очень обобщенный, вроде "На мне сказался крах Союза", да и имена обсуждаемых авторов наверно широкой публике ничего не говорят, хотя вот встретился Проханов (в последнем номере). Журнал ведь сейчас претендует на представительство отделения Союза писателей России в Брянске. На обложке ныне так и пишется. (Когда-то известный нам профессор Ю.П. Иванов, он же публицист и критик написал в одной из брянских газет едкую статью "Не мелковата ли "Десна") Ну ладно, вот еще пара стихотворений Н. Кожевниковой из публикаций в "Десне".

* * *
Мне не по силам роль дана,
Я чувствую — не потянуть.
Взойду на краешек окна
Не прыгнуть — просто вниз взглянуть.

А коль не прыгать — что смотреть,
Лукавя пред собой, в окно.
Вот слово жизнь, вот слово смерть -
Возьми и вычеркни одно.

Манит коротенький полет
К земле, и после — к небесам.
Бог ношу каждому дает:
Нести, иль нет — решаешь сам.

ФОТОГРАФУ
Не суетись, ты опоздал, фотограф,
На двадцать лет, на десять опоздал,
Когда еще был тонким, четким профиль
И был совсем другим лица овал.

Когда глаза блестели вдохновеньем,
Когда наивно верилось в любовь,
И петь хотелось каждое мгновенье,
И не текла, неслась по жилам кровь.

Когда еще не ведал о потерях,
Когда готов был целый мир обнять,
Ведь никакой подсветкой, ты поверь мне,
Не оживить волос увядших прядь.

Поверь мне, никакой волшебной силой
Обратно книгу жизни не прочесть,
Не делай фотографию красивой,
Пусть буду я такой, какая есть.
Аватара пользователя
Const
 
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 08 авг 2010, 14:42

Re: Поэзия Брянщины

Сообщение Вадим Фельдман » 24 янв 2011, 11:34

Да, Конст, изложенная Вами теория происхождения искусства (про то, что оно делается не мозгами) довольно популярна в Новозыбкове. К сожалению, это всего лишь теория. На самом деле, ее "победа" - пиррова. Вы не хотите говорить о мировой литературе, но тут ведь приходится - сравнение есть средство анализа. Многие, скажем так, далекие от литературы люди, считают, что стихи Пушкина "понятные и простые", совершенно в них ничего не понимая. Конечно, читатель имеет право оставаться на уровне "нравится - не нравится" - право святое. Но писателю этим не стоит увлекаться. Писателю надо больше читать. Самые "простые" стихи Пушкина, такие как "Я вас любил", "Арион" и прочие - написаны "мозгами", а не сердцем. Во-первых, их часто невозможно понять, не изучая историю своей страны (большинство стихов новозыбковских авторов, этак процентов 99, можно читать и так и не понять, в какой стране они вообще живут, и что в ней происходит, окромя любви да патоки). Во-вторых, в стихотворениях Пушкина использованы традиции нескольких литературных поколений. Их нельзя сделать не "мозгами" - конкретику надо учить, как языки, как математику. Тут и греческая строфика, и наука о фонетике, и общая теория архитектоники стиха и постоянное чтение зарубежной литературы в оригинале.

Отличие, причем выгодное отличие, стихосложителя от математика состоит в том, что нам намного легче дается самообучение. Как я уже говорил когда-то, основная проблема графомании в Новозыбкове состоит в том, что ни одному человеку не придет в голову появиться на лекции по теории литературоведения в университете и хотя бы приблизительно узнать, что такое - теория стиха. Но бог с ним - если они не используют эту бесплатную возможность, - ради Бога. Можно обложить себя, как Пушкин, книгами, заставить себя читать и писать критические статьи, быть в курсе современной литературы (Пушкин создал русский язык только потому, что читал много современной литературы, предпочитая ее классической), работать над своим стихом, заставлять себя выслушивать критику и благодарить за нее (даже за неправильную), носить свои стихи на оценку понимающим людям, перед тем, как ее печатать...

А вы говорите - сердцем. Я всего лишь немного рассказал о том, какой титанический интеллектуальный труд совершал Пушкин. А ведь есть ещё Толстой, о котором говорилось выше. Конечно, был и Артюр Рембо, но ведь он со своим стихом сердца в 21 год уже прекратил писать.

Ведь подумайте сами. Почему не приветствуются глагольные рифмы? У Пушкина их полно. Проблема в том, что "ай да сукин сын" создавал современный поэтический литературный язык. В его время любая рифма была новостью. На данный момент, спустя две сотни лет, любая глагольная окольцовка - попросту плагиат. История поэзии многообразна, а глаголов в русском языке не так уж много. Кроме того, глагольная рифма (которая является единственным средством созвучия в стихе) - это свидетельство маленького словарного запаса. Словарный запас хорошего поэта не может быть настолько ничтожен. В нашем случае, этот грех не так уж ярок, но присутствует. А как Вам рифма "журавль - подобрав"?

Система образов. Мотылек и огонь - это пошлятина. Кстати, слово "пошлый" обозначает не "похабный", а "банальный". Его использовали от 100 до 1000 авторов во всех странах мира. Играть на этом образе - значит, признаться в незнании поэзии, полной оторванности от нее. Это вроде попытки работать "в пушкинской традиции" - в результате, превращающиеся в пародию на Пушкина. Просто неприлично. Слово "душа" в позиции рифмы - поэтическое заподло. Рифма "любовь-кровь" - стоит ли об этом говорить вообще? Это попса в стиле Децла. Да и журавль с синицей тоже не порадовали.

Вы говорите, что по одному стихотворению нельзя судить об авторе? Это верно. Так же, как по одной двойке нельзя судить об ученике. Но проблема в том, что 99 процентов детей, которые в классе ведут себя плохо и кладут учителю кнопки на стул - это не случайно ошибшиеся подростки, а хулиганы. Такие стихи вполне представляют собой поэтическое хулиганство. В лучшем случае. Ну а шанс исправиться можно дать любому.

Отключить мозги? безусловно. Было бы что отключать. Но ведь тогда мы вообще перестанем понимать разницу между поэтом и графоманом. Мы будем охать и ахать, восхищаться любой глупостью, поэзия вымрет. Зачем это нужно? Пусть пишут нормальные стихи, которые соблюдают элементарные правила литературного сообщества. Много-то не нужно, - читать современную поэзию, не плагиатировать, не использовать чужие системы образов.

Нет, Конст. Увы. Именно уверенность в том, что мозги не играют роли в искусстве, приводит к его захирению в провинции. Именно поэтому такие слабые стихи, как у названной Вами писательницы, появляются на свет, да ещё и публикуются в прессе.
Может быть, что поэзия делается к сердцем, но перед появлением стиха должен немного поработать мозг.
Вадим Фельдман
 
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 12 апр 2010, 00:21
Откуда: Германия

Пред.След.

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron