Безусловно, понятие "брянская литература" весьма неоднозначно и в строгие рамки ее не загнать. Границы точно определены не будут все равно. И то, что в областных литизданиях публикуется творчество орловских, гомельских или черниговских поэтов и прозаиков, не дает права причислять их к брянским, хотя, возможно, некоторые из них родились здесь. А то, что мы не интересуемся местной (областной) литературой, считаю для нормального читателя и любителя поэзии - плохо. В этом смысле, образно говоря, какой же ты кумык, если не любишь кумыкскую поэзию. Возвращаясь к "Десне" (давайте уж перемоем ей косточки до конца) должен сказать, что появилась она тогда, когда никаких литературных изданий в Брянской области не существовало (это начало 90-х гг). Существовавшее до этого издание "Литературный Брянск" из-за финансовых трудностей частично кануло в Лету. Поэтому появление "Десны" сыграло важную роль в катализации литературной жизни. Другой вопрос, о качестве издания и его социо-политической направленности, конечно же требовал пояснений и отзывов критики. С другой стороны, необходимо было сравнить журнал с другими региональными альманахами, выходящими в соседних областях, Московской области, других республиках (Борис в этом смысле совершенно прав). Вот тогда и можно будет дать ему точную оценку. Именно в середине-конце 90-х в ряде областных газет и центральных изданиях прошел ряд статей по "Десне" (критиковать то кроме нее было некого) известного литературоведа и критика, филолога, только приехавшего в Брянск и преподававшего в БГУ(в том числе и Новозыбковском филиале), Юрия Петровича Иванова (к сожалению уже скончавшегося). Нельзя сказать, что это была огульная критика, хотя многие вещи он совершенно справедливо считал недопустимыми. Были и ответные публикации, типа "кто ты такой?" У меня сохранились несколько подобных полемистических статей. Все же думается, это пошло на пользу и пишущим и издающим. И то, что сейчас в Брянске издаются уже три (!) специализированных на литтворчестве издания, хотя и конкурирующих друг с другом - уже очень хорошо. Вот сбрасываю с небольшими сокращениями статью Ю.П.Иванова из ж. "Знамя". Точный адрес полной публикации в Инете - в конце.
Куда течет “Десна”? Любому крупному российскому городу, кажется, зазорно не иметь сейчас своего литературно-художественного журнала или хотя бы альманаха. Обзавелся таковым и Брянск: с 1994 года выходит (тираж 1000) “Десна”, издаваемая на средства областной администрации. Вначале альманах был органом некоего “союза брянских литераторов”, теперь же региональное отделение писателей становится его учредителем и издателем. Начиная с третьего номера скромное обозначение “органа” заменилось на горделивое: “межгосударственный выпуск”. “Десна” хочет быть журналом “славянского братства”, печатает в этой рубрике произведения украинцев, белорусов, а также писателей Смоленска, Орла — преимущественно стихотворные.
Критика и публицистика в первых номерах фактически отсутствовали, отчего судить о программе “Десны” было затруднительно. Впрочем, “главную тему журнала” пытался в напутственном слове (№ 1) обозначить заведующий отделом прозы, автор многочисленных книг, изданных ранее, Николай Родичев: “знакомство с нынешней жизнью человека-созидателя, земледельца и заводчанина”. Но получилось это у него вполне по-советски, в духе “партийной литературы”. Опубликовав в № 3 свое “Сказание о трех богатырях” (очерковое сочинение о “брянском характере”, уместное на страницах “Правды” 50-х годов), Н. Родичев подтвердил, что стиль и дух “блокнота агитатора” возрождаются именно “Десной”.
Еще одна заметная особенность брянского журнала, находящегося в процессе становления, — это обилие хвалебных материалов о творениях руководителей “Десны”. Сами о себе пишут и со стороны привлекают. Последовательно отмечаются круглые даты членов редколлегии — упомянутого Н. Родичева, краеведа и стихотворца В. Парыгина... Комплименты в специальном разделе “Наши юбиляры” — самого высокого градуса. И особенно трогает этот застольно-лирический интим. В седьмом, последнем выпуске (1997) печатается комплиментарная статья смоленского поэта Ю. Пашкова о стихах С. Сенькова. Практика в российской журналистике уникальная. Зато как яростно огрызаются составители “Десны” на малейшую критику в свой адрес в местной периодической печати. Происходит, мол, травля “демпрессой” высокопатриотического издания, ставшего уже, по их убеждению, “заметным явлением в современном литературном процессе”. На последней странице № 7 читаем и такое мнение, добытое в Смоленске: “Журнал “Десна” обрел мощное оздоравливающее для всей России дыхание. И не только для России”.
Постоянно выступают теперь в “межгосударственном” издании некоторые московские писатели. Они, пожалуй, и задают тон в последних номерах альманаха, определяют его политическую позицию. Это энергичное неприятие всего, что произошло в нашей стране после 1991 года. Игорь Ляпин, первый секретарь правления Союза писателей России, в своем стихотворном цикле сожалеет о “пороках разваленной и преданной страны”, демонстрирует ностальгию по “милому прошлому”. Неплохо сказано поэтом о загадке России, которая “то фанатично грезит коммунизмом, то напролом идет в капитализм”. Но стоит ли так темпераментно защищать свою Родину от всего мира, обвинявшего ее якобы “во всех грехах, в любые времена”? Неблагополучно обстоит дело и с качеством этой рифмованной публицистики, особенно в отношении звукового образа стиха. “Все смешалось — и ввоз и вывоз”. “И всем неравнодушием к России ей все и всюду ставится в вину”. Засилье служебных слов, забвение закона “тесноты стихотворного ряда”.
Тема России, избранной Богом для страдальческой судьбы, жанр стихотворной молитвы с патриотическим уклоном популярны и у брянских авторов “Десны”. А. Мехедов пару лет назад не только проклинал и молился, но и к действию призывал. Надо полагать, к спасительной народной революции:
“Разберемся, кто повинен./ Но когда в пожаре дом,/ Торопись к народу, Минин,/ А Пожарского найдем”. Сейчас, правда, поуспокоился, избавился от излишней политизированности, что пошло его стихам явно на пользу. В цикле “Белый посох” (№ 7) у А. Мехедова появилась нравственная требовательность не только к другим, но и к себе.
В том же седьмом выпуске удачна стихотворная подборка смолянина М. Сосенкова, умеющего передать чувство крестьянской родины и нежность к “братьям нашим меньшим”. Зримы и динамичны его пейзажи среднерусской полосы, “любовь к отеческим гробам” укоренена в его лирике, ненавязчиво звучит в строках о матери:
Видно, счастливей я в жизни не буду,
Видно, роднее не будет плетня,
Очень надежно жилось: отовсюду
Мать ожидала меня.
Мать своей жизнью меня укрепила.
Что ж мне страшиться последнего дня —
Ведь на кладбище, заросшем крапивой,
Мать ожидает меня.
М. Сосенков, хоть и не лауреат, но ближе к традиции Есенина и Твардовского, чем его земляки, о которых речь шла выше.
Всегда интересно читать в провинциальном журнале стихи молодых поэтов. Не исключение и “Десна”, постоянно предоставляющая им слово. Отбор подобных материалов чаще всего неряшливый — недостает вкуса. Но случаются и небольшие открытия — свидетельство того, что не оскудела дарованиями российская провинция. К примеру, в разделе “Молодые голоса” (№ 7) зацепили внимание строки Елены Вотриной, живущей в поселке Белые Берега:
“Кто я в этом мире? Лишь звук/ Из теплых ласкающих рук./ А тело мое лишь причал/ Для горьких и сладких начал”. Здесь же семь стихотворений юной Светланы Титовой из древнего города Карачева. Есть в них, помимо искусной стилизации, и незаемная экспрессия (“как нищий в хлеб, вгрызалась я в тоску”), и ритмическое разнообразие. По-хорошему удивляют у семнадцатилетней студентки готовность ее лирической героини к страданию, духовный порыв к новому, неизведанному:
Сердечные раны лечить, и не ждать
Новых?
Да я вдвое больше принять
Готова.
Душа не плоть, не удержишь в горсти.
Пусти.
Ведь это буду не я, прости. —
Лети.На фоне “неземной жгучей любви” других брянских поэтесс, авторов “Десны”, цитированное выгодно выделяется.
Разговор о прозе, публикуемой в альманахе, мог бы быть пространным, так как она довольно разнокачественная. Вкратце: преобладают несостоявшиеся рассказы — очерковые сочинения, демонстрирующие наблюдательность авторов, известное умение описывать быт. Свежий жизненный срез, чувство жанра, занимательность, драматизм продемонстрировали (в разной степени) рассказчики из брянской глубинки — А. Хочев (“Жириновский помог”), М. Изотов (“Игра”), Д. Стахорский (“Кабэба” и “Самоволка” в № 7). В последнем же выпуске журнала тонким наблюдателем юных душ, мастером художественной детали проявил себя орловчанин Ю. Оноприенко (рассказ “Влажные глаза”, в котором ощутима школа психологизма Бунина). А вот члены редколлегии, брянские писатели А. Якушенко, Н. Родичев, И. Абрамов буквально засорили несколько номеров “Десны” своей беспомощной (до пародийности, анекдотичности), натуралистичной прозой.
Начиная с шестого номера отдел критики в “Десне” неожиданно возглавил еще один “секретарь СП России” — Вячеслав Горбачев. И тут же выступил с пламенной прокламацией, посвященной грядущему столетию “державного писателя” Леонида Леонова. “Легкий холодок стекает с головы до пят” у московского критика, понимающего “почти полную неотвратимость агонии будущего”. И далее все в таком же народном стиле, в таком же пророческом духе.
В седьмом выпуске альманаха выступает еще один критик-варяг — Н. Кузин из Екатеринбурга со статьей о Тютчеве. Подчеркивает Н. Кузин, что писатель 14 лет любил Денисьеву и что его “подлинное” (?!) сердце “до последнего мига сохраняло энергию молодости”. Среди авторов последнего номера “Десны” несколько врачей по профессии, но Кузин — единственный, кто стоял с медицинским инструментом возле смертного одра Тютчева. Правда, потом классик, по логике критика, возродился, и в данный момент — “деятельный участник современного литературного процесса”. Прямо-таки в набат бьет, чтобы пробудить нашу “зомбированную” Отчизну. Такова у национал-патриота Н. Кузина, по его же словам, “направленность лирической реактивности”.
Чувством собственной значительности пропитаны в литературно-критическом отделе № 7 оба материала, принадлежащих перу уже знакомого В. Смирнова из Смоленска. Рецензия на сборник стихов своей землячки В. Сухановой начата воспоминанием о важном событии в российской литературе: “Несколько лет тому назад, а точнее в 1990 году, когда я, как говорится, делал первый заход в кресло ответственного секретаря Смоленской писательской организации...” Не может автор тут же не процитировать собственный стих:
“прожигая мрак, семь тысяч молний свирепо блещут в горле соловья”. Эта нелепица, курьез (хоть помещай в музей Козьмы Пруткова, недавно открытый в Брянске) приводится с гордостью, как образец для подражания. Лучше, мол, не скажешь. Так же претенциозен, велеречив тон разговора о самой Сухановой: “Лирическая героиня ее стихов — это дева-воительница, былинная богатырка, вышедшая в открытое поле, чтобы сразиться с нечистью...” Более всего, оказывается, ценит В. Смирнов в литературе “праведную брань”. Соответственно, и угрожает в заключение: “Бой вечен. Покой нам только снится...”
Надо бы помнить бранчливому, воинственному секретарю и другое из Блока — о “бессмертной пошлости людской” в частности. Предчувствовал Блок на закате жизни, что чиновники, стоящие вне культуры, наложат свою лапу и на поэзию — “для охраны порядка своего мира, выражающегося в государственных формах”.
Куда течет брянская “Десна”, более или менее понятно. Не столько на юг, сколько на запад — в “братские объятья” А. Лукашенко. Но беда в том, что ее основное русло мелководно.
Юрий Ивановжурнал «Знамя» 1998, №4
http://magazines.russ.ru/znamia/1998/4/ivanov.html