Страница 6 из 8

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 06 апр 2013, 17:06
Const
Стихи поэтов, которые относят себя к "брянским"(!) на этом сайте можно почитать в том же "Арт клубе" и еще в нескольких темах форума - что не возбраняется, и даже приветствуется. А вот произведения тех, кто считается "брянским" по долгу службы, так сказать, - как раз сугубо отдельной ветки, кроме этой - и нет. Так что, Борис, не обессудь, буду гнуть свою линию. А сейчас постараюсь заполнить старницу тем, чем располагаю. А заодно дать целенаправленную информацию к размышлению и обсуждению.

Итак, последний имеющийся у меня номер брянского литературного (официально литературно-художественного и общественно-политического) журнала это "ДЕСНА" №21 ( 22-й к сожалению, еще не смог приобрести) за 2011 год. Даю фото обложки и "Содержания". Хотел обозначить кратко обзор, но нашел в своих архивах заметку о презентации этого номера в Брянске. Источник уже не помню, но главное не в этом... Потому просто сбрасываю.

Новости культуры
28 мая (2011г.- Const) в ЦГБ им. П.Л. Проскурина прошло очередное заседание Союза брянских литераторов
под председательством Сенькова С.С., члена Союза писателей России, главного редактора литературного журнала «Десна».
Заседание было посвящено презентации двадцать первого номера журнала «Десна».
Заседание началось с выступления Сенькова С.С., рассказавшего о планах на будущее. Среди приоритетных задач особо выделена одна – выпуск книги, где будут собраны все члены (и ныне живущие, и те, кого уже нет в живых) Союза брянских литераторов. Эта книга будет полезна для тех, кто интересуется литературным процессом на Брянщине, кто желает познакомиться с творчеством поэтов и писателей земли Брянской.
Библотекарь ЦГБ им. П.Л. Проскурина Максимова Т. выступила с докладом «Прошлое и настоящее журнала «Десна»». Было отмечено, что журнал «Десна», зародившийся в трудные 90-е годы, выдержал испытание временем и является одним из лучших региональных изданий, объединившим не только писателей Брянска, Орла, Смоленска, Калининграда и т.д., но и писателей Украины и Белоруссии. Журнал поддерживает молодых, пробующих свои силы в литературе, авторов.
В 21 номере журнала «Десна» сохранены традиционные рубрики: «Поэзия и проза», «Славянское братство», «Антология одного стихотворения».
Открывается номер 21 журнала «Десна» Указом Президента РФ Д.А. Медведева о присвоении г. Брянску почётного звания «Город воинской славы».
Рассказы Н. Родичева, И. Рыжова, Вл. Снытко, Гр. Долгинцева повествуют о жизни обычных людей в маленьких городах России. Стихи Н. Кожевниковой, С. Фенапетовой, Т. Светличной поражают обнажённостью женской души, хрупким, трепетным и душено щедрым внутренним миром, одухотворённостью. Удивительно принципиальны стихи Александра Белозора (умер 2.12.2009) из Красногорского района Брянской области. Его стихотворение «Ах, если б не слово» продолжает пушкинскую традицию, о Божественном даре поэта и об ответственности за этот дар.
Большое внимание журнал по-прежнему уделяет краеведению. Рекомендуем прочитать очерк М. Петрухина «Города Брянщины. Жуковка», а также цикл статей С.С. Сенькова о том, как сейчас живётся на Почепской земле.
Новым для журнала стала публикация довольно крупного прозаического произведения – повести И. Горбачёва «Гон». Повесть публикуется без сокращений и с продолжением в следующем номере «Десны».
Можно смело сказать, что журнал «Десна» ведёт строгий отбор произведений, сохраняя чистоту родного языка.
Впервые на заседании выступила юная поэтесса 16-летняя ученица МОУ СОШ №17 Мацнева Ирина со своими стихами, посвящёнными родному городу, природе, весне и любви. Юная, свежая поэзия, ясный и лёгкий язык стихов никого не оставили равнодушным. Стихи Ирины Мацневой получили высокую оценку Сенькова С.С., обещавшего опубликовать их в номере 22 журнала «Десна».
Все присутствующие получили в дар книги М.Е. Кагана «Хотите – верьте», «Я в Бежице живу», «Путешествие брянского колобка».
Завершилось заседание выступлением редактора журнала «Десна», Сенькова С.С., представившего стихи А. Белозора и напомнившего всем о необходимости сохранения памяти о каждом ушедшем из жизни литераторе Брянской области.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 07 апр 2013, 12:45
Const
Из напечатанных в журнале авторов хотел бы обратить внимание на двух - это Надежда Кожевникова и Татьяна Светличная. Обе не только выделены в предыдущей заметке, но и представляют к тому же в подборке новозыбковскую поэзию, точнее - литстраницу "Маяка". Публиковались они там часто и хорошо знакомы нашим любителям стихов, хотя вторая недавно переехала в Жирятино. Выбрал по паре стихотворений Н.Кожевниковой и Т.Светличной из опубликованных в номере и прилагаю к сообщению. При желании могу выложить больше, но пока для этого нет места и др.предпосылок.

Надежда КОЖЕВНИКОВА

* * *
Как долго тянется зима —
Нет холодам конца и края!
Мне кажется, что я сама
Замерзла, словно гладь речная.

А снегопад, свой суд верша,
Мир делает стерильно белым.
Мне кажется — моя душа
Застыла в нем, остекленела.

Еще чуть-чуть — и не найду
Пути обратно возвратиться...
Смотри — проталины на льду!
Послушай — тенькает синица!

* * *
Я с другим, и ты уже с другой —
Ничего не может повториться.
Что же мне мучительно так снится
Взгляд прощальный, голос ледяной?

И тоска твоих медовых глаз
Душу мне на части разрывает...
То, что день старательно скрывает,
Ночь все выставляет напоказ.

Татьяна СВЕТЛИЧНАЯ

ЗАСЫПАЮТ УЛИЦЫ...
Засыпают улицы, спит мое село,
Тучи в небе хмурятся, бьют дождем в окно,
Снова осень, холодно, и дожди опять,
Рядом с теплой печкою — детская кровать.

Одеяло синее и курносый нос:
Спит сынишка маленький и смешной до слез.
А я осень слушаю, сидя у окна,
Мне нескучно: в комнате я же не одна.

Ровное дыхание, дождь в окно стучит.
Рядом с теплой печкою мой сынишка спит.

СВЕТ
Когда заглянешь в город наш
Ты через много лет,
В старинном доме за углом
Увидишь яркий свет.

И за окошком от него
Редеет ночи мгла.
В нем столько радости, любви,
Надежды и тепла.

И вспомнишь маки в январе,
Цветущую сирень.
Здесь ясным был дождливый день,
Был ясным зимний день.

Чтоб не угасла та весна,
Могла светить и греть,
Я в старом доме яркий свет
Оставила гореть.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 09 апр 2013, 12:45
Const
А вот еще очень интересный поэт из брянской глубинки, не побоюсь этого слова, - открытие в поэзии нашего региона в новом веке. Сейчас его печатают многие издания, в том числе столичные, стихи его мне напоминают Николая Рубцова. Тот же пронзительно-искренний взгляд на мир, жаль, что самых талантливых у нас отмечают только после смерти.

Александр БЕЛОЗОР

СТРАННИК
Полог тумана средь поля —
Крёстная муза бродяг.
В сущности, вольному воля,
Господи, разве ж не так?

Снова из облачка хмара
Ливнем прольется на грудь.
Вечным покрытый загаром
Странник продолжит свой путь.

Что ему годы и веси,
Скорбью пропитанный быт,
Если приют поднебесий
Красною нитью прошит.

В присной оседлости нашей
Он не находит угла.
Лишнего слова не скажет,
С кем бы судьба не свела.

Дабы не быть одиноким,
Зная души своей код,
Странник, он верен дороге —
Той, что лишь к Богу ведет.

* * *
Вот летят на север гуси...
Что их манит так сюда?
А ответ, он прост по сути —
Притяжение гнезда.
Я на юг не улетаю,
Только знаю по себе,
Что любовь к родному краю —
Чувство вечное в судьбе.

* * *
С поля, пропахший дымком,
Я возвращаюсь домой.
Так далеко, далеко
В памяти вечер тот мой.
Бабушка с мамой вдвоем
Скоро зажгут в окнах свет.
Вот он стоит отчий дом
За поворотами лет.
Красен лучистый закат,
Красен он — как наяву.
Я прохожу через сад,
Красные яблоки рву.
Клена пылает костер,
Ясень роняет листву,
Вижу калитку и двор
Дома, в котором живу...


* * *
Ах, если б не слово, которым живу,
Которое манит к себе и зовет,
Наверное, реже б смотрел в синеву,
Не чувствовал таинства звезд.
От Бога награды не ждал и не жду,
Мне хватит и дара его —
Дорога, которой к нему я иду,
Всегда над моей головой.
Кто к славе стремится — воистину слеп,
Тот попусту тратит слова.
Поэзия, в сущности — больше чем хлеб,
Поэзия — жизни канва.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 16 апр 2013, 13:39
Кацап
У мине – трусы в гарошак.

Слова З. Безъязычной.

У мине - трусы в гарошак –
Дужа гарнайи трусы.
Чяста хлопцы хорам просють –
Пакажы та пакажы!

Тольки ты хавайиш ножык
Та чягось ни приставайиш!
У мине - трусы в гарошак,
Ты на йих ни зазирайиш?

Я качалась на арелях,
А гарошак – на трусах.
На табе усё глиделась -
У сандалях, при чясах.

Я у хоря ни спиваю,
Ляляк зроду ни люблю,
Ис скакалкаю скакаю,
У «класа» я выграю.

Пра скакалку я забула,
Пачяла абручь крутить,
Дак на вулиця пачюла,
Шо даба табе жанить.

От ба я табе сустрела -
Шо магла п тады сказать?
- Я пакыля ни паспела,
Ты ни мог ба пачякать?

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 16 апр 2013, 22:32
Const
Пан Кацап, в переводе на русский, даже брянский :D это называется "Со свинным рылом - да в охотный ряд"

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 19 апр 2013, 17:21
Вадим Фельдман
Константин, добрый день.

Я воздержусь от обсуждения указанных Вами интересных поэтов, - мне они не понравились, но для Вас, думаю, это не ново:) Мне нравятся Мария Мухина, Наталья Карась, Сергей Чувин, Дмитрий Козлов и другие. Те, кто работает на профессиональном уровне.

Но за Брянский Союз писателей - спасибо. Это кошмар. Я не был знаком с работой этих товарищей. Но это же провал! Стихотворения на уровне конца позапрошлого века. Да что там, Языкову в голову такое не пришло бы. Неужели в Брянском Союзе Писателей нет никакого контроля? Я расстроен.

Сразу хочу уточнить - о БСП надо говорить по-гамбургскому счету. Новозыбковские литераторы не претендуют на профессионализм, поэтому моя критика их сводится к тому, что они не желают пройти ликбез. Это очень плохо, но допустимо, если делать послабления и относится с лаской.

А вот Брянский Союз писателей - это организация профессионалов. И такое слабое творчество просто невероятно. Это уже литературное вредительство:) на полную катушку.

Я поясню - я погуглил авторов в сети:)

Честно говоря, один эффект от Десны для Новозыбкова очевиден- часть новозыбковских литераторов намного более развиты в отношении текстов, чем коллеги из большого города. Разве это не приятно?

Я бы на месте редактора Десны застрелился от стыда.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 19 апр 2013, 21:36
Const
Спасибо, Вадим, за возвращение в тему и посильное участие. Я здесь вижу свою задачу прежде всего в знакомстве с Брянскими литературными изданиями. Вот сейчас готовлю про "Литературный Брянск", но это более солидное издание, с большим числом автором и, безусловно, всех невозможно представить, как впрочем, и "деснянских". Но что попишешь, как говорил товарищ Сталин в ответ зарубежным литературным светилам по поводу уровня трудов т.Шолохова - "Лучших писатэлэй у нас нэту!" Посему будем иметь то, что имеем.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 10:05
Вадим Фельдман
Константин, а зачем Вам Брянск? Я понимаю, что Вы патриот Новозыбкова, человек, ответственный за сохранение этой литературной жизни в городе и пр. Но Брянск? Пусть за брянскую литературу отвечает тамошний краевед. Я понимаю, что нам интересно творчество г-жи Кожевниковой, так как оно дает этакий срез культурной жизни города, но развивать это до Спирина и Ко... Я бы не стал. Вы же на себя взвалите такой объем работы...

Кстати, о терминах. Раз уж тут вышел такой спор - могу предложить свое толкование термина "брянская поэзия". Все прозвучавшие определения, на мой взгляд, не совсем верны. Дело в том, что "русская литература" это литература, написанная на соответствующем языке. Поэтому Гоголь - русский писатель, а Набоков - только частично. Если же нет возможности дифференциации по языковому признаку (а ее нет), то брянским творчеством следует признать

1. Стихотворения, посвященные Брянску и области
2. Стихотворения поэтов, родившихся в Брянске и области, кроме тех, которые содержат тематику других городов и областей...
3. Стихотворения поэтов, проживающих временно или постоянно в области.

Другого критерия нет.

Таким образом, Ефим Хазанов - конечно же, Брянский поэт.

А те, кто профессионально занимается брянской литературой, - не в обязательном порядке ее создают. Например, я не вижу ничего брянского в творчестве председателя БСП (он подает неплохие надежды, кстати, у него есть несколько сильных строчек).

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 11:41
Boris
Костя, Вадим, о чём может идти речь, о каком уровне-качестве, коли все печатные издания в России, кроме минимума столичных, финансируются государством и несвободны в плане издательской политики? Разумеется, в таких условиях любой журнал или газета будет отражением вкуса и пристрастий того, кто сыплет курочкам корм. БСП ведь им. Проскурина, так? На это персонаже от секретарской литературы, типичном "совписе", клейма негде ставить, а литературного дара у него с причинное место пресловутого Гульки, не более. Если таков образец, чего требовать от адептов и подражателей? Интересно. как дела на этом фронте у соседей: смоленцев, орловчан?

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 13:41
Const
Безусловно, понятие "брянская литература" весьма неоднозначно и в строгие рамки ее не загнать. Границы точно определены не будут все равно. И то, что в областных литизданиях публикуется творчество орловских, гомельских или черниговских поэтов и прозаиков, не дает права причислять их к брянским, хотя, возможно, некоторые из них родились здесь. А то, что мы не интересуемся местной (областной) литературой, считаю для нормального читателя и любителя поэзии - плохо. В этом смысле, образно говоря, какой же ты кумык, если не любишь кумыкскую поэзию. Возвращаясь к "Десне" (давайте уж перемоем ей косточки до конца) должен сказать, что появилась она тогда, когда никаких литературных изданий в Брянской области не существовало (это начало 90-х гг). Существовавшее до этого издание "Литературный Брянск" из-за финансовых трудностей частично кануло в Лету. Поэтому появление "Десны" сыграло важную роль в катализации литературной жизни. Другой вопрос, о качестве издания и его социо-политической направленности, конечно же требовал пояснений и отзывов критики. С другой стороны, необходимо было сравнить журнал с другими региональными альманахами, выходящими в соседних областях, Московской области, других республиках (Борис в этом смысле совершенно прав). Вот тогда и можно будет дать ему точную оценку. Именно в середине-конце 90-х в ряде областных газет и центральных изданиях прошел ряд статей по "Десне" (критиковать то кроме нее было некого) известного литературоведа и критика, филолога, только приехавшего в Брянск и преподававшего в БГУ(в том числе и Новозыбковском филиале), Юрия Петровича Иванова (к сожалению уже скончавшегося). Нельзя сказать, что это была огульная критика, хотя многие вещи он совершенно справедливо считал недопустимыми. Были и ответные публикации, типа "кто ты такой?" У меня сохранились несколько подобных полемистических статей. Все же думается, это пошло на пользу и пишущим и издающим. И то, что сейчас в Брянске издаются уже три (!) специализированных на литтворчестве издания, хотя и конкурирующих друг с другом - уже очень хорошо. Вот сбрасываю с небольшими сокращениями статью Ю.П.Иванова из ж. "Знамя". Точный адрес полной публикации в Инете - в конце.

Куда течет “Десна”?
Любому крупному российскому городу, кажется, зазорно не иметь сейчас своего литературно-художественного журнала или хотя бы альманаха. Обзавелся таковым и Брянск: с 1994 года выходит (тираж 1000) “Десна”, издаваемая на средства областной администрации. Вначале альманах был органом некоего “союза брянских литераторов”, теперь же региональное отделение писателей становится его учредителем и издателем. Начиная с третьего номера скромное обозначение “органа” заменилось на горделивое: “межгосударственный выпуск”. “Десна” хочет быть журналом “славянского братства”, печатает в этой рубрике произведения украинцев, белорусов, а также писателей Смоленска, Орла — преимущественно стихотворные.

Критика и публицистика в первых номерах фактически отсутствовали, отчего судить о программе “Десны” было затруднительно. Впрочем, “главную тему журнала” пытался в напутственном слове (№ 1) обозначить заведующий отделом прозы, автор многочисленных книг, изданных ранее, Николай Родичев: “знакомство с нынешней жизнью человека-созидателя, земледельца и заводчанина”. Но получилось это у него вполне по-советски, в духе “партийной литературы”. Опубликовав в № 3 свое “Сказание о трех богатырях” (очерковое сочинение о “брянском характере”, уместное на страницах “Правды” 50-х годов), Н. Родичев подтвердил, что стиль и дух “блокнота агитатора” возрождаются именно “Десной”.

Еще одна заметная особенность брянского журнала, находящегося в процессе становления, — это обилие хвалебных материалов о творениях руководителей “Десны”. Сами о себе пишут и со стороны привлекают. Последовательно отмечаются круглые даты членов редколлегии — упомянутого Н. Родичева, краеведа и стихотворца В. Парыгина... Комплименты в специальном разделе “Наши юбиляры” — самого высокого градуса. И особенно трогает этот застольно-лирический интим. В седьмом, последнем выпуске (1997) печатается комплиментарная статья смоленского поэта Ю. Пашкова о стихах С. Сенькова. Практика в российской журналистике уникальная. Зато как яростно огрызаются составители “Десны” на малейшую критику в свой адрес в местной периодической печати. Происходит, мол, травля “демпрессой” высокопатриотического издания, ставшего уже, по их убеждению, “заметным явлением в современном литературном процессе”. На последней странице № 7 читаем и такое мнение, добытое в Смоленске: “Журнал “Десна” обрел мощное оздоравливающее для всей России дыхание. И не только для России”.

Постоянно выступают теперь в “межгосударственном” издании некоторые московские писатели. Они, пожалуй, и задают тон в последних номерах альманаха, определяют его политическую позицию. Это энергичное неприятие всего, что произошло в нашей стране после 1991 года. Игорь Ляпин, первый секретарь правления Союза писателей России, в своем стихотворном цикле сожалеет о “пороках разваленной и преданной страны”, демонстрирует ностальгию по “милому прошлому”. Неплохо сказано поэтом о загадке России, которая “то фанатично грезит коммунизмом, то напролом идет в капитализм”. Но стоит ли так темпераментно защищать свою Родину от всего мира, обвинявшего ее якобы “во всех грехах, в любые времена”? Неблагополучно обстоит дело и с качеством этой рифмованной публицистики, особенно в отношении звукового образа стиха. “Все смешалось — и ввоз и вывоз”. “И всем неравнодушием к России ей все и всюду ставится в вину”. Засилье служебных слов, забвение закона “тесноты стихотворного ряда”.

Тема России, избранной Богом для страдальческой судьбы, жанр стихотворной молитвы с патриотическим уклоном популярны и у брянских авторов “Десны”. А. Мехедов пару лет назад не только проклинал и молился, но и к действию призывал. Надо полагать, к спасительной народной революции: “Разберемся, кто повинен./ Но когда в пожаре дом,/ Торопись к народу, Минин,/ А Пожарского найдем”. Сейчас, правда, поуспокоился, избавился от излишней политизированности, что пошло его стихам явно на пользу. В цикле “Белый посох” (№ 7) у А. Мехедова появилась нравственная требовательность не только к другим, но и к себе.

В том же седьмом выпуске удачна стихотворная подборка смолянина М. Сосенкова, умеющего передать чувство крестьянской родины и нежность к “братьям нашим меньшим”. Зримы и динамичны его пейзажи среднерусской полосы, “любовь к отеческим гробам” укоренена в его лирике, ненавязчиво звучит в строках о матери:

Видно, счастливей я в жизни не буду,
Видно, роднее не будет плетня,
Очень надежно жилось: отовсюду
Мать ожидала меня.
Мать своей жизнью меня укрепила.
Что ж мне страшиться последнего дня —
Ведь на кладбище, заросшем крапивой,
Мать ожидает меня.

М. Сосенков, хоть и не лауреат, но ближе к традиции Есенина и Твардовского, чем его земляки, о которых речь шла выше.

Всегда интересно читать в провинциальном журнале стихи молодых поэтов. Не исключение и “Десна”, постоянно предоставляющая им слово. Отбор подобных материалов чаще всего неряшливый — недостает вкуса. Но случаются и небольшие открытия — свидетельство того, что не оскудела дарованиями российская провинция. К примеру, в разделе “Молодые голоса” (№ 7) зацепили внимание строки Елены Вотриной, живущей в поселке Белые Берега: “Кто я в этом мире? Лишь звук/ Из теплых ласкающих рук./ А тело мое лишь причал/ Для горьких и сладких начал”. Здесь же семь стихотворений юной Светланы Титовой из древнего города Карачева. Есть в них, помимо искусной стилизации, и незаемная экспрессия (“как нищий в хлеб, вгрызалась я в тоску”), и ритмическое разнообразие. По-хорошему удивляют у семнадцатилетней студентки готовность ее лирической героини к страданию, духовный порыв к новому, неизведанному:

Сердечные раны лечить, и не ждать
Новых?
Да я вдвое больше принять
Готова.
Душа не плоть, не удержишь в горсти.
Пусти.
Ведь это буду не я, прости. —
Лети.


На фоне “неземной жгучей любви” других брянских поэтесс, авторов “Десны”, цитированное выгодно выделяется.

Разговор о прозе, публикуемой в альманахе, мог бы быть пространным, так как она довольно разнокачественная. Вкратце: преобладают несостоявшиеся рассказы — очерковые сочинения, демонстрирующие наблюдательность авторов, известное умение описывать быт. Свежий жизненный срез, чувство жанра, занимательность, драматизм продемонстрировали (в разной степени) рассказчики из брянской глубинки — А. Хочев (“Жириновский помог”), М. Изотов (“Игра”), Д. Стахорский (“Кабэба” и “Самоволка” в № 7). В последнем же выпуске журнала тонким наблюдателем юных душ, мастером художественной детали проявил себя орловчанин Ю. Оноприенко (рассказ “Влажные глаза”, в котором ощутима школа психологизма Бунина). А вот члены редколлегии, брянские писатели А. Якушенко, Н. Родичев, И. Абрамов буквально засорили несколько номеров “Десны” своей беспомощной (до пародийности, анекдотичности), натуралистичной прозой.

Начиная с шестого номера отдел критики в “Десне” неожиданно возглавил еще один “секретарь СП России” — Вячеслав Горбачев. И тут же выступил с пламенной прокламацией, посвященной грядущему столетию “державного писателя” Леонида Леонова. “Легкий холодок стекает с головы до пят” у московского критика, понимающего “почти полную неотвратимость агонии будущего”. И далее все в таком же народном стиле, в таком же пророческом духе.

В седьмом выпуске альманаха выступает еще один критик-варяг — Н. Кузин из Екатеринбурга со статьей о Тютчеве. Подчеркивает Н. Кузин, что писатель 14 лет любил Денисьеву и что его “подлинное” (?!) сердце “до последнего мига сохраняло энергию молодости”. Среди авторов последнего номера “Десны” несколько врачей по профессии, но Кузин — единственный, кто стоял с медицинским инструментом возле смертного одра Тютчева. Правда, потом классик, по логике критика, возродился, и в данный момент — “деятельный участник современного литературного процесса”. Прямо-таки в набат бьет, чтобы пробудить нашу “зомбированную” Отчизну. Такова у национал-патриота Н. Кузина, по его же словам, “направленность лирической реактивности”.

Чувством собственной значительности пропитаны в литературно-критическом отделе № 7 оба материала, принадлежащих перу уже знакомого В. Смирнова из Смоленска. Рецензия на сборник стихов своей землячки В. Сухановой начата воспоминанием о важном событии в российской литературе: “Несколько лет тому назад, а точнее в 1990 году, когда я, как говорится, делал первый заход в кресло ответственного секретаря Смоленской писательской организации...” Не может автор тут же не процитировать собственный стих: “прожигая мрак, семь тысяч молний свирепо блещут в горле соловья”. Эта нелепица, курьез (хоть помещай в музей Козьмы Пруткова, недавно открытый в Брянске) приводится с гордостью, как образец для подражания. Лучше, мол, не скажешь. Так же претенциозен, велеречив тон разговора о самой Сухановой: “Лирическая героиня ее стихов — это дева-воительница, былинная богатырка, вышедшая в открытое поле, чтобы сразиться с нечистью...” Более всего, оказывается, ценит В. Смирнов в литературе “праведную брань”. Соответственно, и угрожает в заключение: “Бой вечен. Покой нам только снится...”

Надо бы помнить бранчливому, воинственному секретарю и другое из Блока — о “бессмертной пошлости людской” в частности. Предчувствовал Блок на закате жизни, что чиновники, стоящие вне культуры, наложат свою лапу и на поэзию — “для охраны порядка своего мира, выражающегося в государственных формах”.

Куда течет брянская “Десна”, более или менее понятно. Не столько на юг, сколько на запад — в “братские объятья” А. Лукашенко. Но беда в том, что ее основное русло мелководно.

Юрий Иванов
журнал «Знамя» 1998, №4
http://magazines.russ.ru/znamia/1998/4/ivanov.html

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 14:32
Boris
Абсолютно прав Ю. Иванов-провинциальные арьергардные бои "почвенников", подвинутых, в своё время, "исповедальниками". Культовая фраза про Ромуальдыча, заколдобившегося от понюшки собственной портянки, написана в двадцатые годы ХХ века, но в эту литературную речку-вонючку входят всё новые и новые полчища апологетов "рассупонивания". Молодым энтузиастам из Одессы было прикольно и весело писать об этом, они-то думали, что смеются вслед уходящей натуре, ан нет, желающих воспеть кусочек мягкой ткани для обмотки стопы не убавляется никак... Теперь под знаменитой триадой Победоносцева, пожалте бриться...

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 22:02
Gibson77
Const писал(а):Но что попишешь, как говорил товарищ Сталин в ответ зарубежным литературным светилам по поводу уровня трудов т.Шолохова - "Лучших писатэлэй у нас нэту!" Посему будем иметь то, что имеем.

Ничего подобного Сталин про Шолохова не говорил. Шолохов-величайший писатель мирового уровня, любая страна гордилась бы таким литератором. "Тихий Дон"-признанная классика, никакие зарубежные светила и близко не создали ничего подобного. Да и советские и российские тоже.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 10:49
Const
Но это все цветочки более чем десятилетней давности. С той поры много воды утекло. Ю.Иванов опубликовал еще пару статей по поводу последующих номеров "Десны", где провел разбор "пролетов", в том числе и некоторых связанных кровными узами с Новозыбковом авторов. Стал выходить альманах "Литературный Брянск" на деньги администрации области, вследствие чего "Десну" пустили в свободное плавание, а Ю.Иванов отметился критической статьей по новому изданию (в том же журнале "Знамя"). Из Брянского Союза литераторов, представляемого "Десной" авторы побежали в Брянское отделение Союза писателей России, теперь получившего новый официальный печатный орган. Представители Союза российских писателей (в число которых входил и Ю.Иванов) сплотились сначала вокруг "Брянских известий", а когда губернатор Лодкин их закрыл, нашли приют при "Брянской учительской газете" (по приходу туда главредом Е.Потупова). Ю.Иванов опубликовал в ж."Знамя" большой материал о современной брянской литературе под названием "Под сенью Тютчева и Толстого". Это была, к сожалению, одна из его последних работ (Ю.П.Иванов скончался 2 ареля 2012 г.), которую он в расширенном варианте успел издать и отдельной книгой.
Ну а ягодки нового урожая проявились в конце прошлого года, когда в областных и российских изданиях появились статьи о неладах в рядах брянских писательских организаций. Основной конфликт возник между членами СБЛ (руководитель С.Сеньков) и отделением СП (председатель В.Сорочкин). Да и внутри СП много проблем. Планирую дать в дальнейшем краткий обзор публикаций, число которых все растет. Вот буквально вчера получил новый номер "Комсомольца Брянска", казалось бы, газеты далекой от культурной жизни, и тем не менее... Слова "гадюшник" и "литературные проститутки" далеко не самые ругательные во всей этой сваре. В общем, будем ждать далнейшего развития событий.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 11:28
Boris
Сейчас времена такие, гнилые, а в гнили хорошо размножаются рептилии. Недаром название "Комсомолец Брянска" звучит рудиментом вроде бы ушедшей эпохи. К этому нужно относится философски: этим ребятам-портяночникам Бог не дал творческой потенции, вот они и пасутся на тучной ныне ниве кликушеского патриотизма. И это пройдёт...
Отличная газета была "Брянское время", высокопрофессиональная, её редактор, Игорь Шерман, публиковался в "Литературке" перестроечных времён. Литературные подборки у них тоже были прекрасные, написанные молодыми талантливыми людьми.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 11:32
Вадим Фельдман
Gibson77 писал(а):Ничего подобного Сталин про Шолохова не говорил. Шолохов-величайший писатель мирового уровня, любая страна гордилась бы таким литератором. "Тихий Дон"-признанная классика, никакие зарубежные светила и близко не создали ничего подобного. Да и советские и российские тоже.


Я не знаю, какими аргументами Вы собираетесь доказывать этот тезис. Высокая литература не представляет собой соревнования, а, скажем, "По ком звонит колокол" и "Тихий Дон" - это не качественно отличающиеся субстанции, а несравнимые величины. Дети довольно часть ведут спор, в моем детстве это звучало так "Кто сильнее - Шварцнейгер, или Сталоне?", - эти споры не лишены смысла, так как учат молодое поколение теории относительности субъективных оценок. Но мы-то не дети.

Недавно в ту же ересь впал Задорнов, который кричал с эстрады, что у нас "самый трудный язык" и "самая великая литература". Про язык - просто бред, это знает любой, кто выучил хотя бы один иностранный на уровне чтения книг, а "самая великая литература" - это недоказуемая единица популиста.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 15:09
Const
В конкретно данном случае, Борис, газета "КБ", несмотря на приверженность идеям М-Л, главный оппозиционный рупор области, посему на данном этапе является наиболее правдивым и критичным источником информации. "БВ" я помню хорошо, очень интересная была газета. Ее уходу со сцены очень посодействовал бывший губмайстер Е.Лодкин, между прочим, известный сказочник, член СП еще СССР, в кулуарах сравнивавший себя с Бажовым (так себя и называл "Брянский Бажов").
По поводу реплики т.Сталина уточняю - она относилась не только к Шолохову, но и к К.Федину и др. в ответ на докладную секретаря ВКП(б) Поликарпова, о том, что писатели ведут аморальный образ жизни, пьянствуют (Михаил Александрович как раз и был в этом направлении заводилой). Но самое интересное, что досталось самому доносчику. Его разжаловали в завхозы. Иосиф Виссарионович знал, что делал. "Любая страна и народ гордились бы таким руководителем" - (это мой ответ Гиббсону77).
П.С. Все это можно найти по ссылке "Юмор т. Сталина"

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 27 окт 2013, 22:36
Вадим Фельдман
Предлагаю новый проект - посетители сайта записывают на диктофон понравившееся им стихотворение новозыбковского поэта, выкладывают эту звуковую запись в интернет, делают ссылку на форуме и комментируют стихотворение письменно. Что-то вроде конкурса выразительного чтения+анализ. При этом можно понять некоторые стихи, которые не так хорошо воспринимаются при чтении. Сделаем аудио-сборник новозыбковской поэзии? Как Вам? Ограничение - нельзя читать самого себя и одному человеку нельзя начитывать больше одного стихотворения одного автора

Ищу заинтересованных, некоторым напишу в личку.

Вот пример.

http://www.stihophone.ru/works.php?ID=25330

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 24 апр 2014, 09:36
ladya
Братьям на Украине

Давайте не смотреть на мир,
Как на театр военных действий.
Ведь, кто бы что не говорил:
Мы на земле пока все вместе!

И наши дети рождены
Для счастья продолжения рода.
И только вместе мы сильны,
Как Дух единого народа!

Пусть вопреки чужим ветрам
На наши нивы сыпят пепел:
Хлеб-соль для тех, кто с миром к нам!
Иных наш Мир и не заметит.

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 янв 2015, 13:55
rikki9732
Бисев К.В. 06.2013г. “Люди - Портреты”

На кладбищах портреты смотрят молча,
Не говорит никто, все просто смотрят в нас.
А ведь за каждым, здесь открывшимся портретом
Своя судьба, мечты, трагедии подчас…

Покажет нам портрет лицо живое:
“Смотрите все, какой был человек!”
И сразу думаешь: - не знал ли я такого?
Не видел ли когда? Не слышал ли чего?

И больно видеть лица тех знакомых,
Которых тут считал в числе живых.
Не может быть!? Еще вчера, когда-то
Был день, был разговор, а тут, уже лежит…

И на душе от этого не легче,
Тут понимаешь: время все идет…
И тронет холодок внутри те струны,
Что здесь у каждого живущего свой срок.

Не скажут нам хозяева портретов
Как там живется им, что видится во сне.
Когда-нибудь, и мы сольемся с вами
Никто не вечен, избранных тут нет.

Все понимаю, вы - семья большая
Вы умирали миллионы лет…
Но, Ваше царство мертвых не понятно,
Как не понятно, как вообще мы здесь?

Загадочной является природа,
Которая дала способность жить,
Тут не легко родиться, потом выжить
Но так легко любую жизнь стереть.

И эта жизнь, вот удивительное свойство!
Присущее планете миллионы лет!
И космос - это мрачная структура,
Где смерть пока является - естественней чем жизнь.

Когда мы, наконец поймем утробой
Что, нам не нужно зло на жизненном пути.
Что каждый прожитый наш день, это подарок,
Это отсрочка с неизбежным впереди.

Что ценным может быть на этом свете?
И что ценней всего, что ярко так блестит?
Тут самым дорогим является здоровье,
А самым ценным остается жизнь!

Мы, с возрастом становимся мудрее
И трепотней относимся к тому,
Что памятники тоже, как живые
Несут о всех историю свою.

И в этой тишине так хочется услышать
От вас слова,- напутствия живым.
Но, это очень трудно сделать,
Хоть очень сильно – этого хотим…

Re: Поэзия Брянщины

СообщениеДобавлено: 21 янв 2015, 13:59
rikki9732
Вступление для молодых.

Ну как, ребята, вы готовы?
Услышать маленький рассказ
О человеке, чья фамилия Высоцкий,
Ну что все слышали? Иль как?

Все понимаю, молодые,
Компьютер поселился в нас
И что-то меньше мы читаем
Все больше некогда для нас

Но суть не в этом дорогие,
А в душах, что живут сейчас
Чем заполняются пустоты?
И как воспитывать сейчас?

И что б от семя до росточка
От детства, до больших плечей
Мы труд поэта не забыли
И помнили его до наших дней.

Посвящается родной
кровиночке. Володе.

Две стороны медали весело и грустно
Он душу рвал свою и в пыль и в хлам
Он сам как нож! смотрите осторожно!!!
Порежет Вашу душу как грелку пополам !

И в брызгах крови песен вымазаться можно,
Которой вам не выжечь и не смыть
И в душу может впрыгнуть человечность,
Которую не счистить, не продать и не стереть

Его слова как скальпель у хирурга
Проникнут в сердце и оставят след,
Который не обманет, не исчезнет,
И можно с гордостью носить этот рубец.

Как маг, волшебник и гипнотизер
Он заразил нас песнями своими
И все кто верил, как-то заболели
И выздоравливать чего-то не хотели.

И вот « ОН » острый хриплый голос
Как лезвие меча, как молнии удар,
Он режет, рубит, вызывает чувства
Бурлит, кипит и тормошит сердца!

Ведь в каждом звуке своего стиха
Живет его кровиночка родная!
И вся его поэзия как кровь
Крадётся в наши вены, оживая.

Его вся жизнь как жертвы с полачём
На грани сил возможностей здоровья
И не щадя себя творил и рисковал
Не хорошо, ребят, когда ломают крылья

И кулаки его сжимались до передела,
Когда он видел, как невинных бьют
А ведь невинные не кто- то, а мы с вами,
На нас все ездят, запрягают и плюют

Он говорил нам между строчек четко
Мы не должны , быть слабыми ”ни-ни”
Нам нужно защищать свою духовность.
А вор должен сидеть в тюрьме.

Как нужно было нас любить заочно
И ненавидеть ложь и страх в умах
Что б выйти и на совесть все сказать
И не бояться, что убьют тебя сейчас.

Не возвышайте вы меня на слишком много,
Ведь я такой, как все, не делайте пургу.
Все что вокруг, переживаю близко
Вот я об этом все пишу-пишу, потом пою.

Но разве всем помочь, в его ли силах?
Есть только песни, есть его стихи
И есть огромное наследство поколеньям
Что б русские сплотились, насовсем.

Мне кажется, он не боялся смерти
Он разговаривал с ней вежливо, на “Вы”
И на запрос “Сядь, успокойся, парень”
Он говорил: -Я тут пою, а что тут делаете “Вы”

Он был для всех, со всеми, и один
У каждого свой одиночества рюкзак
Для всех, для тех, кто понимал все близко
Он сделал только часть того, что смог.

И не терзайте вы амурных похождений
А кто не грешен, выйди, покажись
Дарить и отдавать любил он больше,
Чем просто брать и что-то отнимать

Любил Володя нашу землю,
Любил простых, и весь народ,
Он понимал: так не должно быть
Пытался сделать что как мог

Его поэзия и жизнь
Всех поразила словно током
Раскрыла дверь в сердцах людей
И бросила туда зерно

Зерно надежды, ласковой с любовью
Как любящий отец, с заботой о родных
Он пел, творил для нас с надеждой
Что мы услышим, вспомним, сохраним

Отсюда голос весь его в надрыве
Не терпящий, пустотных фраз
Он защищал им свою мягкость
Всю суть любви берег для нас.

А песни - это атомные бомбы!!!
Невиданных масштабов и границ
“Заедьте “ хоть куда, в село любое
Найдутся, кто “слыхал” его и там

И многие артисты тут достойны
И многих песни тоже в похвалах
Но только имя и фамилия Высоцкий
Стоит особо, как реликвия для нас.

Ты наш родной, Ты с поколенья в поколенье
Стоишь на страже ценностей иных
Которые зовутся просто “Человечность”
Большой потонцыал , для русского в тебе.

А некоторые песни как о “Друге”
Неплохо бы и в школах показать
А то глядят сегодня больше на Европу
А наша сила где? Как рассказать?

И голос, словно сжатая пружина
Кричащий, рвущий воздух на куски
Все в пух и прах, на все пространство
Как будто совести вдруг выскачевшей крик!

И не дай Бог ее обидеть
Она как бабочка, как мотылек
Она как хлеб, который нужен
И каждый день, на каждый день, и снова в день!

Неправду говорят - “Он был, когда то”
Он здесь, сейчас, и завтра будет тут
Все вырвал бы тому, кадык и печень
Кто не ценил, не слышал, не читал

Не может он сказать нам утомленно
-Ну что ребята, Здрасте! Я пришел.
Вот человек, осталось его дело
И нам ценить и помнить обо всем.

Бисев К.В. 07 - 2014